ЕРЕВАН, 2 сен – Sputnik. Инициатива финансово-экономического блока правительства РФ о внесении в Госдуму однолетнего проекта госбюджета вместо трехлетнего вряд ли каким-либо образом скажется на Армении. Формально армянское правительство даже временно не откажется от трехлетнего проекта промежуточных расходов, что по содержанию сопоставимо с трёхлетним бюджетом России. Такого мнения придерживаются армянские экономисты и, хотя и считают, что в условиях глобальной финансово-экономической неопределенности, заложенные в этой программе расчеты армянского правительства вряд ли окажутся реалистичными.
Сложная экономическая ситуация в России может стать причиной внесения в Госдуму однолетнего бюджета вместо трехлетнего — только на 2016 год. Причины отказа от трехлетнего бюджета кроются в экономических показателях. Осложнение геополитической ситуации, возможность усиления санкций, нестабильная сырьевая конъюнктура, курсовые качели и торможение Китая – влияние всех этих факторов невозможно оценить на три года вперед.
В попытках объяснить ухудшение экономического “климата” в Армении профильные чиновники часто ссылаются на Россию. Экономика Армении тесно связана с динамикой развития экономической ситуации в РФ. Россия занимает первое место по прямым инвестициям в реальный сектор армянской экономики, она основной рынок сбыта конечных армянских товаров и основной трансфертный «донор» Армении. Правда не совсем ясно, почему, если колебание рубля влияет на торговлю с Арменией и на курс армянского драма, если спад цен на нефть опосредованно негативно влияет и на армянскую экономику, в Ереване уверены, что корректировка стратегии формирования бюджета в России никак не повлияет на нашу страну?
Власти отвечают на этот вопрос довольно определенно – не стоит процессы в России пытаться спроектировать на Армению. «Это два разных государства. Во-первых в Армении ситуация иная: у нас бюджет формируется на один год, есть лишь программа правительства о промежуточных расходах. С другой стороны, это лишь предложение правительства РФ, которое еще не стало законом и реальностью. Об этом говорить еще очень рано», — сказал в беседе со Sputnik Армения глава постоянной комиссии парламента по финансо-кредитным и бюджетным вопросам ГагикМинасян.
В Министерстве финансов Армении, которое и занимается бюджетным планированием, взять комментарий по этому вопросу не удалось. Между тем, представители власти уверены, что армянское руководство не откажется от трехлетнего планирования расходов. “Этого мы не сделали даже в разгар кризиса 2008 года, почему должны сделать сейчас”, — отмечают они.
Эксперты также указывают на то, что армянское правительство даже в разгар глобального финансово-экономического кризиса не отказалось от программы промежуточных расходов, хотя неточностей в расчётах этого документа хватало. Ситуация, по словам экономиста Вилена Хачатряна, похожа на известный анекдот: “Человека спрашивают –сколько тебе лет. Он отвечает 25. Тот же вопрос ему задают спустя три года. Ответ не меняется. В качестве аргумента, он заявляет, что своих привычек не меняет”. Аналогична ситуация и с программой промежуточных расходов правительства, которую Хачатрян считает сопоставимой с трехлетним бюджетом РФ.
В юридическом плане указанные документы вряд ли находятся в одной весовой категории. В случае с Россией мы имеем дело с бюджетом, который принимается в Госдуме как закон, и подлежит обязательному выполнению, а трехлетняя программа промежуточных расходов Армении носит рекомендательный характер. Эксперт признает, что Армения в силу зависимости от экономического климата в России довольно чувствительно реагирует на финансово-экономические процессы в РФ. Однако, на его взгляд, в данном случае затрагивается техническая сторона вопроса.
“Россия желает отменить трехлетнее планирование госбюджета, поскольку в нынешней шаткой глобальной экономической ситуации прогнозировать цены на нефть на три года вперед и на этой основе сформировать бюджет – весьма сложная задача. В трехлетней программе расходов Армении обозначены экономические ориентиры, которые и так не всегда совпадают с реальными показателями, и правительство особую ответственность за это не несет. Ухудшение экономической ситуации объясняют в кабмине лишь внешними импульсами. В связи с этим уровень погрешностей по сравнению с реальными показателями в рекомендательном документе под названием “Программа промежуточных расходов” будет 2% или 4% — правительство особо и не заботит. Поэтому ему незачем утруждать себя, менять закон о системе бюджета, сокращать штат технических сотрудников, которые, в конце концов, являются и электоральной базой для власти”, — сказал в беседе со Sputnik Армения Вилен Хачатрян.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции