ЕРЕВАН, 24 янв – Sputnik. Финансовая грамотность — важное средство против кредитной перегрузки. Об этом заявила финансовый омбудсмен Армении Пируза Саркисян, представляя журналистам итоги работы за 2017 год.
Финансовый омбудсмен рассматривает жалобы граждан на банки, страховые компании и другие финансовые организации. Но и помогает не доводить дело до жалоб. Один из способов для этого — финансовая грамотность и понимание своих возможностей.
Не спешите бежать в банк, если видите яркую рекламу смартфона или путевки на Мальдивы. Именно этому был посвящен семинар, организованный бюро омбудсмена в 2017 году. В нем приняли участие около 70 специалистов.
Оказалось, что в некоторых странах сами банки консультируют своих клиентов против "кредитного горба". Причем такой опыт есть не только в Европе или США, но и в Южной Африке. Там считается, что лучше дать клиенту на один кредит меньше, но оставить его с крышей над головой… и брюками на ногах. Хотя бы для того, чтобы через год или два он снова пришел в банк.
Энергосберегающий кофе: как инновации позволяют экономить на армянском бизнесе >>
Может ли офис омбудсмена принять и локализовать международные путеводители против кредитной перегрузки? И — самое главное — обязаны ли банки следовать таким путеводителям?
"Решает закон, а не мы. Если закон даст нам такие полномочия, мы сможем за этим следить. А пока что мы имеем право реагировать только при имущественных требованиях. Например, если доходит до конфискации залога", — поясняет омбудсмен.
Но если человек живет впроголодь, чтобы выплатить кредит или (что тоже бывает) бесконечные штрафы, то никакой "Робин Гуд" защитить его не может: по закону все чисто.
"Например, на конференции мы представили случай с военнослужащим. У него остался кредит на 400 тысяч драмов, а процентов и штрафов за просрочку набежало на три миллиона. Ему конфисковывали по 50% зарплаты, но этого хватало лишь на очередные штрафы. До основной суммы он добраться просто не мог. Так он становился, по сути, вечным должником", — добавила Саркисян.
Вмешиваться омбудсмену в таких случаях или нет? В разных странах омбудсмены считают по-разному. Кто-то стоит за букву закона, кто-то — за его дух.
Отчасти делу помогли изменения в Гражданском кодексе, принятые в конце 2017 года. Теперь пени за просрочку кредита можно будет начислять не больше суммы долга. Иными словами, если мы задолжали банку полмиллиона драмов, на нас не смогут накрутить больше миллиона.
И все же — как не задолжать даже эти полмиллиона? "Учитесь!", — советует и призывает финансовый омбудсмен.
"Мы регулярно проводим дни открытых дверей по всей республике, где подробно объясняем все, что касается финансов. Эти знания помогают избежать таких неприятных последствий", — добавила Саркисян.
В 2017 году финансовый омбудсмен принял около 1 670 письменных жалоб. Почти 80% этих жалоб касались вопросов ОСАГО (отказ от компенсации, оценка ущерба, регрессивное взыскание (суброгация) при ДТП). Жалобы по агрессивному маркетингу ("вот впарили кредит, а вернуть не могу…") не принимаются, если банк добросовестно указал все условия: реальную процентную ставку наряду с номинальной, а также все возможные выплаты (за обслуживание счета и др). Тогда с него взятки гладки.
Может быть, в будущем банки будут обязаны спасать своих клиентов-"кредитоголиков". Но чтобы не дожидаться светлых дней грядущего, лучше самим быть осмотрительнее.