ЕРЕВАН, 8 фев — Sputnik, Ани Липаритян. План снести старое здания аэропорта "Звартноц" стал громом среди ясного неба, прогремевшим над жителями Армении. Снос — часть планов компании-концессионера "Международные аэропорты — Армения", которые на днях представило Главное управление гражданской авиации (ГУГА). Мастер-план концессионера представляет собой дорожную карту по развитию Международного аэропорта "Звартноц" на 2018-2022 годы.
"Звартноц" без Эрнекяна — почему аргентинский миллиардер передал дело племяннику >>
Скорее всего, документ будут обсуждать до 10 февраля, а после направят в правительство на утверждение. Вместе с тем архитекторы предлагают множество вариантов сохранения старого здания "Звартноца", а эксперты уверены: на строительство нового аэропорта уйдет в десять раз больше средств, чем если сохранить старое здание.
Ничего личного, это просто бизнес
Архитектор Анаит Тарханян, дочь знаменитого армянского архитектора Артура Тарханяна, в интервью Sputnik Армения заявила, что сносить старое здание "Звартноца" лишено смысла. По ее словам, приезжающие в Армению туристы хотят ознакомиться с объектами периода (советского) модернизма, а старое здание — именно такой объект.
"На днях я разговаривала с женщиной, занимающейся развитием туризма в Армении. Она звонит мне в ужасе и говорит: "к нам должна приехать большая группа в июле. Это известные архитекторы из Швейцарии и Нидерландов. Что мне делать теперь? Мне вычеркнуть из своего списка аэропорт?",- поделилась Тарханян, добавив, что снос здания — весьма чувствительная тема.
Тарханян затруднилась ответить на вопрос, почему это все происходит сейчас. По ее словам, скорее всего, сказывается отсутствие у власть имущих воспитания и образования, а также незнание того, что такое культура.
"Например, нужно отличать картины Минаса Аветисяна от тех, что продаются на Вернисаже. Я не хочу обижать художников, которые продают там свои работы. Среди них есть и хорошие мастера, но есть и работы второго сорта, это никто не может отрицать",- отметила собеседница Sputnik Армения.
По ее словам, разрушать — проще всего. Тарханян также вспомнила пословицу: "ломать — не строить". А вот построить на самом деле хорошее, достойное архитектурное сооружение, которое вписывается в данную среду, действительно сложно, добавила она.
В целом, по оценке Тарханян, решение о сносе старого здания — "следствие примитивной бизнес-программы", авторы которой хотят за хорошую цену продать частный аэропорт в отсутствие поблизости государственного. Архитектор уверена, что в данном случае бизнес отстаивает свои интересы, а интересы государства страдают.
Тарханян уверена, что следует уважать мнение народа, общества, которое бесчисленное множество раз высказалось против сноса круглого здания аэропорта.
Заброшенные, но нужные
Не каждое старое или заброшенное здание в Армении, уверена архитектор, является ветхим и непрочным; все эти здания построены по конструктивным нормативам и стандартам безопасности.
"Здание аэропорта в советское время планировалось как объект особого назначения. Это здание могло выдержать и 9-бальное землетрясение, а конструкторы, закладывающие фундамент, сами добавили коэффициент защиты +1,5 балла (защиты от землетрясения). Но тут они говорят, что это здание якобы невозможно использовать",- сказала Тарханян.
По оценке собеседницы Sputnik Армения, старое здание аэропорта изначально спроектировано в экономном режиме — ведь советская власть экономила каждую копейку: ставились большие ограничения на площадь территорий, выделяемых под создаваемые объекты.
"Поэтому архитекторы, в том числе, и мой отец Артур Тарханян, создавая подобные объекты, смотрели в будущее. Они закладывали резервные помещения. Если я правильно помню, то старое здание аэропорта могло принять 14 лайнеров, а по новому проекту — лишь 10-12", — подчеркнула дочь известного армянского архитектора.
Аргентинский миллиардер бросает "Звартноц" — кому Эрнекян передал авиабизнес >>
По ее словам, в обязанности концессионера изначально входило не только сохранение прежнего объекта, который он приобрел, но и поддержание его в хорошем виде, оснащение современным оборудованием и не только.
Тарханян добавила, что строительство нового аэропорта обойдется собственнику в десять раз дороже, чем сохранение старого. Архитектор уверена: если здание ликвидируют, ключи от будущего Армении окажутся в руках частного лица, а кому он передаст эти ключи — большой вопрос.