Церковь Тиграна Оненца, расположенная в древней армянской столице – городе Ани, в действительности построена в честь Сурб Григора Лусаворича (Святой Григорий Просветитель Армении и первый Католикос всех армян).
Как рассказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения доцент кафедры истории и теории армянского искусства исторического факультета Ереванского государственного университета, кандидат искусствоведения Заруи Акопян, на одной из стен храма сохранилась надпись с именем Тиграна Оненца – заказчика церкви. Именно поэтому ее сейчас так называют.
"Долгое время армянские исследователи не могли исследовать эту церковь и ее фрески, поскольку в Советские годы она была недоступна для них. А сейчас очень активизировались наши соседи – грузины, и пытаются присвоить себе авторство фресок. Поводом же для этого послужило то, что надписи на фресках выполнены на грузинском и греческом языках", — рассказывает Акопян.
А все дело, по ее словам, в том, что построенная изначально как Армянская апостольская, церковь Тиграна Оненца через некоторое время отходит к общине православных армян.
"В ХIII веке, во время правления княжеского рода Закарянов, община армян-халкидонитов переживает бурный расцвет и имеет большое влияние. Фрески в церкви появляются после того, как она отходит к православным армянам, которые, в свою очередь, подчиняются патриарху, хоть и автономны. Следовательно, официальный язык у них грузинский. Именно поэтому надписи выполнены на нем", — подчеркивает кандидат искусствоведческих наук.
"Культурная война" на полях ЮНЕСКО: Азербайджан наступает, Армения — молчит>>
Она добавляет, что об авторах фресок ничего не известно, что очень характерно для средневековья, однако это обстоятельство никак не дает повода думать, что работы были выполнены грузинскими мастерами.
"Персонажи фресок имеют в данном деле принципиальное значение. К примеру, сыновья Григория Просветителя – Аристакес и Вртанес – не причислены к лику святых в грузинской церкви. Это исключает возможность того, что грузинские иконописцы изображали бы их на стенах церкви. И подобных деталей множество", — отмечает Акопян.
Первые упоминания об Ани — "городе 1001 церквей" — относятся к пятому веку. С 961 по 1045 год Ани был столицей Армянского царства Багратидов (Багратидская Армения), однако затем был разорен нашествием турок в 1064 году. На пике своего могущества население города составляло более миллиона человек.