А разрешено ему было учиться торговать табаком, а если уж, к величайшей отцовской досаде, Евгения не прельстила купеческая стезя за отсутствием соответствующей жилки – то учиться чему-нибудь другому, но солидному. Так он оказался, в Москве, оставив не без сожаления любительские постановки в родном Владикавказе, но сожаление прошло быстро.
Манташев, которого знал Ротшильд: он построил церковь там, где больше всего грешил>>
В 1911 году Евгению Вахтангову оставалось всего 11 лет жизни… Но он об этом не знал, он стал жить взахлеб и полной грудью, ведь наконец не было препятствий для занятий тем, для чего он был предназначен. Поразительно, как много можно успеть за десятилетие, в те еще неторопливые времена.
Евгений Вахтангов успел – российский актер, театральный режиссер, основатель и, с 1913 года, руководитель Студенческой драматической (в дальнейшем "Мансуровской") студии. Она в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года стала называться Театром имени своего создателя.
Станиславский не мог не заметить Вахтангова, и сделал он это быстро, настолько удивительно они совпадали в главном. Молодой Вахтангов полагал, полностью в соответствии со Станиславским, что в театре наиважнейшее – актер, но ни за что не соглашался идентифицировать личность актера со сценическим образом, им воплощенным. Тогда это вызывало споры, между прочим.
Не оспаривая систему Станиславского, он искал и довольно быстро нашел собственный метод. В этом помогло и наличие своей студии – Мансуровской – из нее и вырос известнейший театр, до сих пор стоящий на том, что он – дом для единой семьи актеров и режиссеров. И еще – ярчайший, данный свыше талант наставника.
Все то, что Евгений Вахтангов успел дать своим ученикам-единомышленникам, они бережно пронесли дальше, сквозь десятилетия. Ну и что с того, что прошел без малого век – легенда Вахтангова не закостенела мраморным неприкасаемым изваянием, она для того и придумана, чтобы ее развивать и править постоянно. Потому и удивительно современна.
Трагедия Вселенной Алексея Сисакяна — что не успел великий армянский физик>>
Незадолго до смерти Вахтангов, говорят, собирался ставить Библию. Уж неизвестно, как бы оно все сложилось в годы воинствующего атеизма и борьбы с церквями, но важно не это, а сам замах на, казалось бы, неосуществимое, в силу невероятной сложности, предприятие. "Неосуществимое" и "неосуществленное" — понятия суть разные, и тут судьба оказалась сильнее.
Серафима Бирман, известная актриса театра и кино, учившаяся в театральной школе вместе с Вахтанговым, вспоминала: "Питались те, у кого не было семьи и денег, черным хлебом и консервами из мелочной лавки, помещавшейся наискосок от школы. Мне кажется, что болезнь, сведшая Вахтангова впоследствии в могилу, началась именно от этих самых "консервов". Лавка была плохая, коробки проржавленные, содержимое — на уксусной эссенции. Перекисшее". Табачный торговец, возмущенный "лицедейством" сына, прекратил ему помогать деньгами.
В 1920 году Евгений Вахтангов набрал полные обороты, работал сутками, на износ. У него начались сильные боли в желудке – он не знал, что у него рак, это знали врачи, но ему говорить не стали.
Торговля табаком, скорее всего, позволила бы Евгению Вахтангову прожить свои неполные 40 лет в достатке и умереть богатым. Он предпочел уйти счастливым.