Оганес Заназанян родился в Афинах, отец играл в футбол в местном "Аполлоне". Они стали одной из многих семей послевоенных репатриантов, приезжавших в Армению на постоянное жительство. В Ереване Арутюн Заназанян играл за заводскую команду, а 13-летнего сына отправил в футбольную школу "Спартака".
Перед кубковым финалом 1973 года против киевского "Динамо" тренерский совет определял состав. Особенную тревогу внушало состояние капитана команды, важнейшего игрока – Оганеса Заназаняна, имевшего серьезные травмы обеих ног. Тренеры смотрели на врачей, врачи – на тренеров, и в этой молчанке никто не решался взять на себя ответственность. Все решил один-единственный взгляд, которым Оганес Заназанян наградил и тренеров, и докторов. Взгляд, сказавший намного больше, чем сказала бы долгая тирада.
Он вышел и сыграл тогда, 10 октября 1973 года, с двумя травмированными ногами, сыграл 90 минут основного времени и дополнительные полчаса. А потом поднял в Лужниках кубок страны, первый в истории армянского футбола. Он его завоевал, вместе со всеми остальными, разумеется. Как и бронзу на мюнхенской Олимпиаде годом ранее, в составе сборной СССР.
"Неудобный" тренер – гениальный дриблер: за что Аркадия Андреасяна нарекли великим>>
А сегодня уже больше двух лет его нет с нами – он долго и тяжело болел, ушел в 69 лет, жить бы еще и жить. Заведовал кафедрой физической культуры и спорта Ереванского государственного университета архитектуры и строительства, был членом Общественного совета Армении. И, конечно, интереснейший собеседник с редким чувством юмора, был в центре внимания любых ветеранских мероприятий.
Самым принципиальным соперником для "Арарата" было "Динамо", но не киевское, как может многим показаться, а тбилисское. Были победы и поражения, даже обиды случались, но каждый матч лучших команд Армении и Грузии всегда был встречей друзей. Заназанян всегда вспоминал один из самых ярких эпизодов многолетнего соперничества. Каждая такая игра, говорил он, превращалась в "матч века". Боролись так, будто эти 90 минут решали личную судьбу каждого игрока.
В сезоне 1971 года, когда "Арарат" завоевал серебряные медали, ереванцы выиграли в Тбилиси со счетом 4:0. Капитан "Динамо" Хурцилава так обиделся, что после игры не пожал руку капитану "Арарата" — просто прошел рядом, смотря в сторону, хотя дружили Муртаз и Оганес сто лет. А старший тренер тбилисцев Гавриил Качалин сказал динамовцам: "Учитесь, как надо играть в футбол".
Это именно после той игры появился известный анекдот из сериала про "армянское радио", когда на вопрос о том, может ли "Арарат" разгромить сборную Бразилии, это "радио" ответило: "Может, если тбилисское "Динамо" переоденется в форму сборной Бразилии".
Я – легенда: "Араратская" восьмерка Иштоян и его "ноготворный памятник" себе>>
А мартовским днем 1974 года чемпион мира Франц "Кайзер" Беккенбауэр, капитан "Баварии", впечатленный почти сотней тысяч зрителей на "Раздане", с опаской предложил своему ереванскому коллеге, Заназаняну, ничью в ответном матче четвертьфинала кубка европейских чемпионов. "Играем "по нулям", и домой, окей?", — спросил Беккенбауэр. Причем, видимо, Кайзер Франц думал, что армяне – народ испаноязычный, потому что назвал Заназаняна "амиго".
Заназанян отказался и выиграл тот матч. Конечно, вместе со всей командой.
Одно его присутствие на поле вселяло подсознательную уверенность, что все будет хорошо. Это был настоящий капитан, опытный и умелый, не умеющий сдаваться и наученный проигрывать достойно. А победы праздновались всей командой – да что там командой, всей республикой, всем народом.
Оганес Заназанян, серебряный призер и чемпион СССР, дважды обладатель Кубка СССР, бронзовый призер Олимпиады. Капитан всей Армении.