Первое — что взаимоотношения между Турцией и Нидерландами давно уже достаточно напряжены, и с армянским геноцидом это не связано. В парламенте Нидерландов достаточно сильны антитурецкие настроения еще с весны прошлого года, когда власти страны сперва запретили въезд в страну турецкому министру иностранных дел Чавушоглу, а потом и вовсе выслали со своей территории министра по делам семьи и социальной политике Фатму Бетюль Сайян Кайя.
Вспомните, тогда турецкие высокопоставленные дипломаты колесили по европейским странам, в которых большой процент турецких эмигрантов, и призывали поддержать Эрдогана на референдуме о конституционных изменениях с целью перехода от парламентской к президентской республике.
Скандал тогда был резонансный — и не только в Голландии. Запретили выступление турецких министров в Германии, например. Однако когда выяснилось, что турецкий министр по делам семьи и социальной политике Фатма Бетюль Сайян Кайя проникла на территорию Нидерландов тайком, перейдя государственную границу чуть ли не спрятавшись на дне салона автомобиля, то голландцы не стерпели и буквально выдворили ее с территории страны.
С тех пор дипломатических взаимоотношений, как таковых, между двумя странами вроде бы и нет. В турецкий МИД приглашали временного поверенного Эрика Вестстрате.
Нидерланды формально отозвали своего посла 5 февраля, но фактически он не появлялся в своей турецкой резиденции с марта прошлого года — со времен тех самых событий с высылкой из страны турецкого министра.
Как в дальнейшем будут развиваться дипломатические взаимоотношения между двумя странами, пока не совсем понятно. Однако, кажется, голландцы нашли неплохой метод оказать политическое давление на официальную Анкару. Как говорится — прижать к ногтю, нащупав слабое место.
Об этом в сегодняшнем выпуске своей радиопередачи "Армянский фактор" рассуждает политический обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.