Ашот Сафарян, Sputnik.
До выборов президента Армении осталось немного — новый, четвертый президент будет избран парламентом страны второго марта. Единственный кандидат на этот пост — посол Армении в Великобритании Армен Саркисян, чью кандидатуру в январе предложил действующий глава государства и лидер правящей Республиканской партии Серж Саргсян. Тот попросил время на раздумье и 16 февраля дал свое согласие.
До этого Саркисян провел многочисленные встречи с общественно-политическими силами Армении и Нагорном Карабахе, духовенством, представителями армянских диаспоральных структур в России и Европе.
Напомним, кандидат в президенты может быть избран как минимум четвертью депутатов парламента. С апреля 2018 года, когда истечет второй президентский срок Саргсяна, Армения перейдет к парламентской модели управления, при которой основные властные рычаги переходят премьер-министру. Должность президента, таким образом, становится чисто символической. Новая конституция не наделяет президента сколь-либо практическими функциями. Так, он, как и спикер парламента, не войдет в состав нового Совета безопасности, который в новых условиях получает исполнительные функции. Совбез возглавит премьер-министр.
Тем не менее, определенные надежды на нового президента все же возлагаются. В случае с Саркисяном учитываются, в частности, его солидный бэкграунд, опыт работы с западными бизнес-структурами и политическими кругами. По мнению экспертов и политиков, стоящих близко к власти, при избрании Армен Саркисян может использовать свой наработанный годами политический и экономический капитал для привлечения инвестиций в армянскую экономику. Ниже приведем некоторые моменты из биографии Саркисяна для того, чтобы понять, почему выбор правящей партии и ее руководства остановился именно на нем.
Еще в советские годы (1984−1985 гг. и 1989−1991 гг.) был приглашенным исследователем и преподавателем в Кембриджском университете, Институте математики Лондонского университета. В 1992—1995 гг. Саркисян был послом Армении в Соединенном Королевстве. Одновременно занимал должности "старшего посла" Армении в Европе, посла в Европейском союзе, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Ватикане. В 1995—1996 гг. был руководителем миссии Армении в Европейском союзе.
В ноябре 1996 года Саркисян стал пятым премьер-министром Армении, однако проработал в должности всего четыре месяца и 28 февраля 1997 года оставил пост. По неподтвержденной информации, причиной отставки якобы мог стать его конфликт с тогдашним министром обороны, ныне покойным Вазгеном Саркисяном.
Официальная же версия гласит, что Саркисян покинул должность премьера, исходя из необходимости срочного лечения от тяжелого заболевания.
С начала нулевых Саркисян ушел в бизнес, участвовал в деятельности различных энергетических и технологических компаний в России, Туркменистане и Узбекистане. Был консультантом компаний British Petroleum, Alcatel, Telefonica, Merrill Lynch и других транснациональных корпораций. С 2013 года Саркисян вновь занял пост Чрезвычайного и Полномочного посла Армении в Великобритании. По информации СМИ, у него близкие отношения с британским принцем Чарльзом, и визит последнего в Армению в 2013 году был организован именно Саркисяном.
В армянской прессе также можно встретить многочисленные публикации о бизнес-интересах Саркисяна в России, Казахстане, Туркменистане.
Будучи человеком "рукопожатным" в западных кругах и мозговых центрах, одновременно реализуя различные бизнес-проекты на постсоветском пространстве, будущего президента вполне можно считать олицетворением пресловутой "комплементарной" внешней политики Армении.
Вопреки репутации "человека Запада", свой первый зарубежный визит в качестве предлагаемого кандидата в президенты Саркисян 1 февраля совершил в Москву, а затем только – в Милан и Лондон. Насколько этот маршрут будет соответствовать парадигме проводимой Саркисяном политики, покажет время. Разумеется, все сегодняшние оценки и выводы носят исключительно гипотетический характер. К тому же следует учитывать и ограниченность формальных возможностей и полномочий президента. В конце концов, внешнюю политику будет определять премьер-министр.
Коалиция выдвинула Армена Саркисяна кандидатом в президенты Армении>>
Однако президенту же в этих условиях вполне может быть отведена роль некого теневого, закулисного игрока, призванного дополнять и усиливать позиции премьера на международной арене. С другой стороны, не исключено также, что за будущим президентом будут отведены функции своеобразного балласта в армянской политике.
И неслучайно, как заявлял ранее действующий глава государства, будущий президент должен быть беспартийным, человеком, который ранее не был замешан во внутриполитических процессах. Саркисян, видимо, лучше всех подошел для роли этого арбитра.