ЕРЕВАН, 3 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Аннулирование Арменией протоколов о нормализации отношений с Турцией, подписанных в Цюрихе, не стало чем-то удивительным и экстраординарным. О намерении отказаться от них Ереван заявлял с конца прошлого года.
В разное время и президент Серж Саргсян, и глава МИД Эдвард Налбандян говорили о необходимости избавления от протоколов к весне 2018 года. Власти сдержали свое слово и объявили о денонсации документов в первый же день весны.
Цюрихские протоколы были результатом "футбольной дипломатии", начавшейся в августе-сентябре 2008 годуа по инициативе новоизбранного президента Армении Сержа Саргсяна. Тогда, напомним, армянский лидер пригласил своего турецкого коллегу Абдуллу Гюля в Ереван на просмотр матча сборных Армении и Турции по футболу. Гюль приглашение принял. Спустя год Саргсян посетил Стамбул с ответным визитом. Поводом для этого вновь послужил футбольный матч между двумя сборными.
Но начавшийся было процесс потепления очень скоро был спущен на тормозах. Сразу же после подписания протоколов Анкара дала понять, что не ратифицирует их, пока Армения "держит под оккупацией территории Азербайджана", то бишь Карабах. Еще Турция потребовала от Армении отказаться от процесса международного признания Геноцида армян в Османской империи. Эти требования не были зафиксированы в протоколах, что дало повод Армении обвинить турецких визави в деструктивной позиции и попытке срыва процесса налаживания диалога.
По мнению старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктора Надеина-Раевского, с самого начала было понятно, что Анкара не горит особым желанием устанавливать дипломатические отношения с Арменией.
"Турция в вопросе отношений с Арменией всегда шла в фарватере азербайджанской позиции. И именно по этой причине Анкара всегда уклонялась от ратификации документов, видимо, не желая подставлять своего "младшего брата". В этих условиях, протоколы для Еревана уже не представляли никакой ценности, и решение армянского президента было логичной развязкой", — сказал эксперт в интервью Sputnik Армения.
По его словам, в срыве процесса во многом виновен и Запад. Западные политики и дипломаты не приложили достаточных усилий для того, чтобы вынудить Анкару открыть последнюю закрытую границу в Европе. Напомним, что Анкара с 1993 года держит границу с Арменией на замке из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
"Запад бывает чересчур декларативен и непоследователен в реализации тех или иных задач. На мой взгляд, это обстоятельство также сыграло свою роль. Следует учесть и разнообразие взглядов и позиций на Западе по вопросу того же Геноцида армян в Османской империи", — констатировал эксперт.
Президент: Армения продолжит развиваться без дипотношений с Турцией>>
Для Анкары же протоколы с Арменией были средством торга с США и Брюсселем с целью получения различных преференций — как политических, так и экономических. Серьезного намерения открыть границу с Арменией у турецкого руководства изначально не было, предполагает Надеин-Раевский.
В сегодняшней ситуации отношения с Арменией не представляют для Турции значимого интереса. Анкара увязла в сирийском конфликте и курдской проблеме, не лучшим образом складываются отношения с Брюсселем и Вашингтоном. Внутри страны ситуация не менее сложная. Армянская повестка в этих условиях отложена в долгий ящик.
Что касается позиции Армении, то и для нее протоколы потеряли силу, в том числе с чисто внутриполитической точки зрения. В свое время "футбольная дипломатия" нужна была Сержу Саргсяну для легитимации своей власти перед западными партнерами.
Президентство Саргсяна было омрачено трагическими мартовскими событиями 2008 года, когда в центре Ереване в ходе столкновений демонстрантов с силовиками погибли 10 человек. А столь смелый и конструктивный с точки зрения мировой общественности прожект, каковым был процесс нормализации отношений с Турцией, мог загладить вину армянских властей, которых собственная оппозиция обвиняла в убийстве мирных демонстрантов. В каком-то смысле эта задача для Саргсяна была решена, и в глазах Запада он предстал в роли смелого политика, готового положить конец вековой ссоре с соседом.