Чудесное спасение: как брат вице-президента НАСА стал "папой" армянского электромобиля

В конце 1960 – начале 70-х годов обрело силу движение "зеленых", озабоченное экологией и окружающей средой. Тогда произошел первый всплеск исследований и практических работ по созданию электромобилей. В СССР, вместе с Москвой и Тольятти, "электромобильным" центром стал Ереван. А инженер Эмиль Диланян был одним из заводил этой инициативы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Эмиль Диланян родился в 1917 году в Ереване, его и двух дочерей мать, фактически, воспитала одна – отец умер молодым. После школы, в 1935 году, он отправился в Днепропетровск, к брату матери, поступил на подготовительное отделение строительного университета. Через год дядя был репрессирован, очень быстро расстрелян, и Эмиль вернулся в Ереван.

Здесь стоит, наверное, упомянуть, что у дяди, Гургена Никогосяна, уже после расстрела родился сын Арнольд, которому суждено было стать вице-президентом НАСА. В годы оттепели Арнольд Никогосян приехал в СССР, ознакомился с обстоятельствами ареста и расстрела отца. После землетрясения 1988 года Никогосян полгода обеспечивал работу телемоста, посредством которого американские врачи консультировали армянских коллег, помогая им лечить раненых.

Армянский адмирал России: как Сергей из Еревана возглавил лучший флот РФ
В 1936 году Эмиль вступил в ереванский аэроклуб и стал студентом Политехнического. В клубе он быстро завоевал уважение преподавателей и его скоро отправили на аэродром – учиться летать. Он научился, и клуб через год направляет его в Ейск, в военно-морское авиационное училище, которое Эмиль с отличием и в звании лейтенанта окончил в 1939 году. Он остается работать в училище летчиком-инструктором, учит новичков основам высшего пилотажа и правилам воздушного боя.

Трижды премьер Египта: армянин, которому в Каире памятники ставят>>

А потом была война. В начале 1942 года Диланяна направили в военно-воздушные силы Северного флота. Он сразу включается в выполнение боевых заданий по воздушной обороне Мурманска и военно-морской базы. В воздушных боях на счету Диланяна семь самолетов противника, и за исключительное мужество в боевых действиях, менее чем за полгода, летчик был награжден орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.

В начале августа Диланяну дают задание обеспечить защиту группе советских кораблей, подходящих к Мурманску. Во время воздушного боя он подставил свой самолет под удар, спасая двух других летчиков, а потом пытается выйти из боя, в него стреляют в упор и пуля разрывается в левой руке.

Ювелир императрицы: как Иван Лазарев доказал Екатерине, что он Лазарян>>

Диланян, с почти оторванной рукой, истекающий кровью, выбросился из самолета и только на последних сотнях метров дернул парашютное кольцо. Потом ему в таком состоянии пришлось еще три дня брести по тайге, прежде чем он каким-то чудом попал к своим. В госпитале ему ампутировали руку от плеча, а командующий Северным флотом ходатайствует о награждении летчика орденом Красной Звезды, уже вторым.

Конечно, после ампутации дорога на фронт Диланяну была закрыта, он вернулся в Ереван и в 1943 году продолжил учебу на электротехническом факультете Политехнического института, работал, защитил кандидатскую.

Армянский да Винчи, или Почему отец Рудольфа Хачатряна так и не смирился с выбором сына
Эмиль Диланян основал в ереванском политехе кафедру электропривода и автоматизации производственных процессов. В течение научной своей деятельности он написал более сотни трудов, а потом там же, в Политехническом, Диланян стал инициатором создания научной проблемной лаборатории электромобилей. В ее стенах, под руководством Эмиля Диланяна, в СССР было создано три действующих электромобиля на базе Ереванского автозавода.

Первый мировой научный конгресс, посвященный электромобилям, состоялся в Калифорнии, а второй — в 1979 году в Ереване, в честь достижений армянских ученых.

Когда в середине 1970-ых армянский электромобиль носился по пригородным шоссе и ереванским улицам (а он мог развивать скорость до 100 км/ч), встречные водители разевали от удивления рты – едет автомобиль, а ни звука мотора не слышно, ни выхлопов не видать…