Благодатный огонь: что стоит за откровением армянского священника в Иерусалиме

В Иерусалиме призывают не относиться к сошествию "благодатного огня" однозначно. Любая лампада, которая горит в Кувуклии уже имеет мощную, чудодейственную силу для любого верующего.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 12 мар — Sputnik, Лаура Саркисян. Сошествие благодатного огня — духовное, христианское таинство, которое никто не имеет права разглашать, считает архимандрит, член Братства святых Яковов Отец Диран Акопян.

Исповедь армянского священника о "Благодатном огне" вызвала скандал в Иерусалиме
Словесная перепалка началась между армянскими и греческими священнослужителями в Храме Гроба Господня во время съемок репортажа о сошествии "благодатного огня". Отец Агоян, которому довелось трижды присутствовать в Кувуклии при зажигании огня, заявил автору репортажа Игалю Моско, что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, и ничего мистического в "благодатном огне" нет. Откровения Агояна возмутили представителя греческой церкви. Тот потребовал выключить камеру и обвинил армянского священника во лжи. На это Агоян возразил, что греческий священнослужитель, в отличие от него, при зажигании огня ни разу не присутствовал.

"Я лично против таких заявлений, это один из уязвимых пунктов христианства. Эту христианскую тайну никто не вправе разглашать, а тем более делать такие заявления. В любых ситуациях мы должны учитывать чувства миллионов верующих", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения архимандрит Диран.

По словам священника, сошествие "благодатного огня" не подлежит однозначному восприятию и интерпретации. Более того, только греческий Патриарх и представитель армянского Патриараха могут войти внутрь эдикула (часовни — ред.) и молится в гробнице воскресшего Христа. 

"Мы верим в чудо, но в то же время понимаем, что даже находящиеся там патриарх или другие священники могут это не почувствовать и не увидеть. Не надо забывать и то, что под "чудом" каждый человек, будь то христианин или иудей, — понимает чисто свое переживание. Например, мы же не видим, как вино и хлеб превращаются в плоть и кровь Христа, но мы верим в это. Здесь большое значение имеет и степень веры", — пояснил архимандрит.

Он подчеркнул, что возможно, Агоян имел в виду сиюминутное, "осязаемое" чудо, когда говорил, что ничего мистического в сошествии "благодатного огня" нет.

Не хозяева, но гости? Кому в Иерусалиме мешает Армянская Апостольская церковь
"Любая лампада, которая горит в Кувуклии, уже имеет мощную, чудодейственную силу для любого верующего. Этот свет символизирует воскресение Христа", — пояснил Акопян.

Высказывания Агояна считает неприемлемыми и заместитель руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

"У нас, когда весь православный мир готовится к Пасхе, вызывают большое разочарование попытки скандализировать тему схождения благодатного огня. Для всего православного мира оно является духовным событием, в котором участвуют многие миллионы верующих. Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором православные верующие пребывают во время приготовления к светлому празднику Воскресения Христова", — подчеркнул Кипшидзе в интервью РИА Новости.

В свою очередь служитель Иерусалимской Армянской патриархии архимандрит Гевонд считает искусственным ажиотаж вокруг заявления армянского священника о тайне схождения Благодатного огня.

"Мы никогда не объявляли, что огонь сходит с небес. Да, такие чудеса были, но они происходили всенародно", — пояснил архимандрит.

По его словам, армянская церковь связывает традицию Благодатного огня с основателем церкви Святым Григорием Просветителем. По преданию, не считая себя достойным войти в Гроб Господень в Иерусалиме, Григорий Просветитель пошел в пещеры и долго молился. В субботу за день до Пасхи он вошел в Гроб Господень, где чудесным образом зажглись все свечи и лампады, после чего он назвался Просветителем. Сегодня в том месте, где он молился, стоит Армянская Церковь, пояснил архимандрит Гевонд.

Огонь считается Благодатным, так как молитвами Григория Просветителя сходит благодать, могут быть чудеса, исцеляться больные, отметил священник.

Основанная в VII веке Иерусалимская патриархия Армянской апостольской церкви независима от других христианских учреждений и наравне с греческой и латинской патриархиями обладает правом собственности на часть основных святынь Святой Земли, в том числе в храме Рождества в Вифлееме и в храме Воскресения в Иерусалиме.

"Разоблачение" Благодатного огня на совести армянского священника - заявление РПЦ
Иерусалимская патриархия — автокефальная патриархия Армянской апостольской церкви, признающая духовный авторитет Католикоса всех армян. Резиденция патриарха находится в Армянском квартале Старого города.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр, и считается святыней для верующих. Его появление в канун православной Пасхи по молитвам патриарха, духовенства и тысяч паломников, несмотря на регулярность, называют "чудом схождения Благодатного огня".

Согласно поверью, поддерживаемому православными церквями, чудесный, не обжигающий огонь "сходит с неба" в руки греческого патриарха, и тот, вместе с патриархом армянской церкви, раздает его собравшимся вокруг храма верующим.