ЕРЕВАН, 25 мар — Sputnik, Рубен Гюльмисарян. Армянской медицине есть что предложить пациентам из-за рубежа — качество мирового уровня по гораздо более демократичным ценам. Есть, конечно, ряд условий, которые необходимо соблюсти, чтобы поставить дело на поток, и условия эти вполне выполнимы, считает Вардан Овакимян. А он знает, что говорит.
Вардан Овакимян — главный челюстно-лицевой хирург Еревана, руководитель службы челюстно-лицевой и реконструктивно-восстановительной хирургии, заведующий отделением стоматологии столичного медицинского центра "Святой Григорий Просветитель". В свое время, в начале 1990-ых, когда он закончил медицинский, перед ним стоял выбор — уехать из Армении навсегда или отправиться в армию.
Нет, совсем не так: выбор, на самом деле не стоял. Для него был неприемлем первый вариант, поэтому он, сам и спокойно, ушел в армию — лечить, по специальности. И начальный свой врачебный опыт он приобрел именно там — к сожалению, война дает челюстно-лицевому хирургу непочатый край работы.
В свое время, говорит Овакимян, мы имели в Армении прекрасную образовательную медицинскую базу, со всеми возможностями для активного и неравнодушного студента стать хорошим врачом. Кроме того, среди армян — так уж получилось — всегда было много хороших врачей, и эти традиции развивались. Поэтому сегодня за рубежом — и в ближайших странах, и в Европе, и по ту сторону Атлантики — работают прекрасные врачи-армяне, ведущие специалисты. И вот что интересно: отъезд хороших врачей не становится бедствием для отечественной медицины, потому что и в Армении работают доктора ничуть не хуже уехавших, и приток молодых профессионалов продолжается.
Туберкулезные поцелуи: к чему приводит армян пагубная привычка >>
В объемное понятие челюстно-лицевой хирургии, объясняет Вардан, кроме, собственно, хирургии челюстей и лица входят хирургическая стоматология и реконструктивно-восстановительная хирургия — так специалисты предпочитают называть хирургию пластическую. Последняя уже почти полностью стала отдельным направлением, а стоматология имплантатов тоже постепенно обособляется — таково веление времени. Сейчас еще есть специалисты-универсалы, способные квалифицированно работать по всем направлениям, к ним относится и сам Вардан Овакимян.
На вопрос о перспективах развития в Армении медицинского туризма, он отвечает развернуто, оценивая эти перспективы высоко. Впрочем, считает Овакимян, медицинский туризм в Армении появился не вчера и успешно развивается сам по себе — в первую очередь благодаря специалистам высшего класса, оказывающим медицинские услуги по ценам неизмеримо ниже зарубежных.
Иными словами — соотношение цены и качества ряда сфер армянской медицины очень привлекательно. Настолько, что, например, люди, не задумываясь, приезжают два или три раза из Калифорнии в Ереван, чтобы поставить себе те же имплантаты. Затраты на четыре-шесть билетов на самолет, на проживание в Армении (пусть даже многие наши зарубежные соотечественники и живут у родственников) все равно делают лечение здесь более выгодным, нежели по месту жительства.
Стоматологов в Армении заставляют раскрывать данные своих клиентов >>
И диаспора — второй мощный фактор, поддерживающий то, что сейчас называется "медицинским туризмом". Здесь работает сарафанное радио, и люди приезжают за лечением высшего качества, стоимость которого кажется им удивительно низкой.
Самым современным — не перспективным, а уже состоявшимся — способом восстановить утраченный зуб считаются имплантаты, и Армении в этом плане есть, что предложить пациентам из-за рубежа. Вардан Овакимян знает это, что называется, изнутри — у нас есть и врачи высочайшего профессионального уровня, и самая передовая медицинская техника.
Овакимян улыбается и говорит, что отечественные врачи для развития медицинского туризма сделали, что могли, и продолжают делать ежедневно. Следующий шаг — за турфирмами, которые должны сами предлагать заграничным пациентам лечение в Армении, работать на информированность потенциальных клиентов.
Сравнительно невысокая стоимость лечения в Армении связана, считает Овакимян, с покупательской способностью народа — у нас она невысока, поэтому и цены конкурентны, хотя и такие часто высоки для местных пациентов.
Но от этого никуда не деться, объясняет Овакимян — врач должен быть мотивирован. И если он не будет заинтересован материально, то и результатов хороших не будет. Многие врачи, особенно хирурги, работающие в больницах и крупных медицинских центрах, могут не доезжать до дома сутками. Вот лично Вардан — он, как руководитель, должен присутствовать на рабочем месте, если проводится сложная операция, даже если работает не он, а другой хирург. На то, чтобы доехать из дома до больницы, дается полчаса, укладывайся, будь добр.
Армянский нос — национальный бренд покруче коньяка, или Исповедь пластического хирурга >>
Если врач добровольно идет на то, чтобы проводить минимум времени со своей семьей, родителями и детьми, недодавать им (и себе) общения, то хотя бы на материальную компенсацию он рассчитывать вправе.
А на просьбу рассказать интересную историю из практики Овакимян становится совсем серьезным. Он объясняет, что смешное во врачебной практике проявляется ситуативно, и забавные ситуации забавны только в тот момент, когда происходят. А самое главное, в медицине ведь как: для кого-то то, что происходит — трагедия, и даже если есть что-то смешное, то неэтично это показывать.
Взамен у доктора есть масса историй с классическим хеппи-эндом — истории людей, которых врачи вернули к полноценной жизни, подарили новую внешность, а с ней и счастье, спасли от страшной судьбы быть инвалидом. Людей, которые больше не прячутся от других, не страдают от комплексов и физических недостатков, которых "отремонтировали" после несчастных случаев.
Людей, которые называют своих детей именами врачей и никогда не забудут поздравить доктора с днем рождения.