Подписывая с Евросоюзом Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (это произошло 24 ноября прошлого года), армянская сторона допускала, что европейские партнеры могут использовать те или иные пункты Соглашения для давления на Ереван. И прежде всего — тот пункт Соглашения, который касается перспектив Мецаморской АЭС. Так и произошло: уже 30 января с.г. во время визита в Ереван замглавы отдела Восточного партнерства в Европейской службе внешних действий (ЕСВД) Дирк Лоренц напомнил армянскому руководству, что "Евросоюз по-прежнему настаивает на закрытии Армянской (Мецаморской) АЭС".
С другой стороны, подписывая названное Соглашение с ЕС, в Ереване вряд ли были настроены на какие-то односторонние уступки еврочиновникам в случае их стремления как-то давить на Армению. Полагаю, что в армянском руководстве рассуждали от обратного: если в тексте названного документа имеется некий спорный или же неудобный пункт, то он, скорее, может стать дополнительным поводом для поддержания армянской стороной диалога со своими европейскими партнерами, если не основанием для оказания контрдавления Еревана на Брюссель.
В феврале Дирк Лоренц уехал из Еревана ни с чем: Мецаморская АЭС развивается и будет развиваться по утвержденному совместным решением Армении и России плану. Что же касается выработки "дорожной карты" предполагаемого демонтажа атомной станции, как того требуют различные западные структуры, то – не возражая особо против обсуждения её содержания – чиновники министерства энергетики и природных ресурсов Армении, похоже, делают ставку на то, что торопливость в этом вопросе вряд ли целесообразна.
Открыть границы и закрыть АЭС: что подпишут Армения и ЕС – детальный разбор соглашения>>
Скажу только, что на днях армяно-российский энергетический проект в Мецаморе получил еще один серьезнейший аргумент для дальнейшего развития. В понедельник Агентство по атомной энергетике соседней Турции выдало лицензию на строительство в стране с прямым участием России первого блока АЭС "Аккую". А накануне президент Турции Реджеп Эрдоган пригласил на официальную церемонию заливки "первого бетона" на станции "Аккую" президента России Владимира Путина.
Во вторник Реджеп Эрдоган и Владимир Путин (прибывший в Анкару с визитом для участия в трехстороннем саммите по Сирии в составе Иран, Россия и Турция) запустили строительство названной станции, тем самым не только положив начало новому этапу в развитии двусторонних отношений, но и дав старт формированию принципиально новой ситуации в самом горячем регионе мира, оказавшемся на грани трансформации регионального гражданского конфликта в цивилизационную, а то и мировую войну.
На церемонии открытия строительства Эрдоган назвал "Аккую" символом сотрудничества двух стран, а Владимир Путин особо отметил безопасность применяемых "Росатомом" технологий.
Полагаю, что строительство АЭС в турецком Аккую следует рассматривать не просто как один из масштабных российско-турецких энергетических проектов или же как одну из мегаприбыльных инвестиций (20 млрд.долларов). И для России, и для Турции этот проект связан с серьезными рисками, однако же российское руководство, продвигая дорогостоящее строительство атомной станции в сверхрисковой обстановке, исходит из того, что знаковые энергетические проекты с Турцией – следствие и симптом выбора Анкарой проевразийского вектора экономического развития.
Холм чести: трагическое и героическое в судьбе Гюмри и Армении>>
Выражаясь языком выдающегося американского писателя-фантаста Айзека Азимова, автора всемирно известного романа "Основание", в котором писатель повествует о возрождении некой межгалактической цивилизации на основе сохранения ею технологии производства атомной энергии, российское руководство делает ставку на переформатирование региона посредством продвижения в нем сверхвысоких технологий будущего и основания, таким образом, регионального союза нового, цивилизационного типа.
Полагаю, что в таком контексте развитие АЭС в Мецаморе – важнейшая составная часть процесса названного переформатирования. При условии, конечно, что перспективы Мецаморской АЭС будут связаны не с демонтажом станции, но, напротив, с её техническим перевооружением и последующим увеличением мощности.
Подобная перспектива не может не волновать Ереван, для которого Турция – не только давний региональный конкурент и источник устойчивой военно-политической угрозы, но и потенциальный экономический партнер. Ведь как можно минимизировать градус названной угрозы? Один из самых эффективных вариантов — включение Армении в проекты с турецким интересом, в том числе – в проекты "Росатома".
"Волшебство" Армянской АЭС: тут ЕС, США и Россия работают рука об руку>>
Сам запуск проекта строительства АЭС в соседней Турции – весьма серьезный аргумент для того, чтобы армянское руководство отныне легко отбивало бы любые атаки еврочиновников на Мецаморскую АЭС.
Участие турецких энергетиков в проектах "Росатома" и некоторых других российских компаний однозначно выводит Турцию в категорию стратегических партнеров России и – потенциально – в позицию важного регионального союзника РФ, что, как я полагаю, не должно пугать армянские элиты. Здесь следует иметь в виду, что если с Турцией Россия укрепляет сегодня региональное военное сотрудничество и торгово-экономические связи, то для Армении Россия всегда была и будет её безусловным и всесторонним цивилизационным партнером и союзником. Более того, РФ – это равноправный партнер республики Армения, не имеющий мотиваций к тому, чтобы как-то ограничить армянский суверенитет. По сути, Россия – единственный надежный, проверенный столетиями гарант безопасности этой страны.
То есть, не сворачивание совместного с РФ проекта в ядерной энергетике, но, напротив, "всеобъемлющее и расширенное партнерство" Армении с Россией способно обеспечить республике её безопасность и устойчивое экономическое развитие.