ЕРЕВАН, 9 апр — Sputnik. Здание в конце главного проспекта армянской столицы было построено по проекту архитектора Самвела Сафаряна – одного из крупнейших армянских зодчих, авторству которого принадлежит ряд самых значимых и ярких в архитектурном отношении зданий и комплексов Еревана, Гюмри, и даже павильон Армении на ВДНХ в Москве.
Это здание строилось для Григория Арутюнова, назначенного в 1937 году первым секретарем ЦК КП Армении – как особняк для руководителя республики. Здесь Арутюнов и жил, и работал, отсюда он ушел с высшей республиканской должности в председатели колхоза.
Тогда здание называли "дачей Арутюнова" — оно и правда, расположенный в центре города комплекс утопал в зелени и больше напоминал загородный дом отдыха. Чуть в отдалении от домов на первой линии, немного в глубине, "дача Арутюнова" расположилась в окружении садов, не бывших в то время редкостью в Ереване.
Инаугурация президента Армении: в зал внесены государственные символы>>
В 1953 году, после смерти Сталина, к Арутюнову, как человеку, прошедшему весь период репрессий (но и войны, заметим), заимели претензии Хрущев и Маленков. Видимо, все же совсем не к чему было придраться, ибо снят был первый секретарь на партийном пленуме в Москве "за неправильный подбор кадров" — сама формулировка свидетельствует о явной своей притянутости за уши.
"Дача Арутюнова" пустовала недолго – решено было ее превратить в Дом приемов (некоторые источники называют иначе – Дом мероприятий, но суть та же) Совета Министров Армянской ССР. Уже ближе к закату огромной страны, в 1985 году (тогда еще, правда, никто и не догадывался о настолько близкой кончине государства) Дом стали превращать в комплекс, и автором нового проекта был известный архитектор и музыкант Артур Месчян. С обретением Арменией независимости комплекс, в принципе, не изменил своего предназначения.
Здесь принимали высоких гостей, проводились различные правительственные и государственные мероприятия. Уровень обслуживания всегда был самым высоким – а как иначе можно принимать, например, Леонида Брежнева и Индиру Ганди? Говорят, во время довольно частых ереванских гастролей Иосиф Кобзон называл это место "курортом". Ну и, конечно, Шарль Азнавур останавливался именно здесь.
Разумеется, вся эта территория находится под особым режимом охраны. Специальные меры безопасности и предписанный высшим качеством сервиса кодекс поведения персонала сводил его общение с высокопоставленными гостями и знаменитостями мирового уровня к минимуму: поздороваться – встретить – проводить, выслушать просьбу – выполнить. И все, больше ничего – как, собственно, это и принято в местах такого уровня по всей планете.
Президент Армении принесет присягу на евангелии VII века, вывезенном из Азербайджана>>
Конечно, превращение в президентскую резиденцию требовало определенной перестройки комплекса, технических изменений инфраструктуры, которую было необходимо привести в соответствие с новыми требованиями – для этого и проводились в последнее время ремонтные работы.
Быть может, сейчас, после того, как бывший уже Дом приемов принял нового "постояльца", завеса строгой секретности будет немного приподнята – все-таки президент республики станет здесь принимать, в частности, иностранных гостей, а такие мероприятия всегда активно освещаются СМИ. Так что, намечается возможность заглянуть по ту сторону высокой каменной стены.