Третий армянский президент сложил свои полномочия, Армен Саркисян стал четвертым, но уже в парламентской республике, и отныне главным лицом в стране становится премьер-министр. На целую неделю в стране установилась невиданная доселе ситуация формального "безвластия".
Вопрос избрания парламентом премьер-министра будет обсуждаться только 17 апреля на специальном заседании НС, а тем временем кандидатура правящей партией уже озвучена, и ничего неожиданного не произошло. РПА, как и предполагалось, предлагает в премьеры Сержа Саргсяна.
Не сказать, что оппозиция допускала варианты в этом вопросе, как раз наоборот. Все были в этом уверены, и многие активно выражали свое несогласие. Выражали разными способами, дозволенными и не очень, но в целом позиция политических сил была понятна. Вопрос в том, кто и как собирался использовать ту самую "безвластную неделю".
Правящая Республиканская партия, как ей и полагается, вела и ведет себя солидно и уверенно, чего не скажешь о той части оппозиции, которая не приемлет Сержа Саргсяна в качестве главы государства. Причем эта часть опять действует разрозненно, каждый сам по себе и теми методами, которые этим группам доступны.
Кандидатура премьер-министра Армении будет обсуждена на спецзаседании парламента >>
Кто-то настоялся с плакатами в городах и селах Армении и даже за рубежом, эти одинокие унылые попытки митингов никого не вдохновили, да и не могли — кроме самих плакатов и призывов, озвученных оригинальным тембром голоса. Кто-то пошел прогуляться по стране, а по возвращении грозится блокировать в день выборов Национальное Собрание — как это соотносится с нормами общественного порядка и законами страны, выяснять и решать правоохранителям.
Другие, тоже как обычно, предполагают собрать митинги на Театральной площади. Не стану прогнозировать, сколько на них соберется народа, а то опять окажусь прав. Видимо, разделяя эти прогнозы, иные уже начинают голодовку на той же многострадальной площади.
Кстати, это тоже многое говорит об оппозиции — трудно выбрать более проигрышный для Армении способ протеста, чем голодовка. Этот инструмент политической борьбы дискредитирован у нас аналогичными акциями еще в последние годы существования СССР, да и потом было не лучше. Голодающие у Оперы выходили из голодовок еще более упитанными, чем раньше, а многочисленные анекдоты на эту тему ясно показывают отношение людей.
В такой обстановке, с такой оппозицией, правящая партия может чувствовать себя в полном комфорте, быть солидной и уверенной. Те, кто провозглашает себя оппозицией, своими непонятными акциями играют на руку власти.
Правительство "пожарных": чего добился и что прозевал кабинет Карена Карапетяна >>
Армянская оппозиция никак не поймет элементарной вещи: для того, чтобы народ начал ее слушать, нужны не мегафоны на площади, не голодовки с пользой для здоровья, не какашки в баночках и не турпоходы. Нужно сделать три шага, правда, трудных и далеко не каждому посильных.
Шаг первый: нужна реальная программа, политическая и экономическая, которую оппозиция, приди она к власти, станет воплощать в жизнь. Программа должна быть не на уровне: "весь мир мы разрушим, и построим свой", а практически приложимая, выверенная и написанная специалистами самых разных областей научного знания, в которой будут не лозунги, а приемлемый для большинства путь развития без революционных потрясений, очередной экспроприации уже однажды экспроприированного, без кровавых переделов собственности и прочих экстремумов.
Шаг второй. Оппозиции, буде она составит такую программу, нужно представить обществу конкретных людей, команду авторитетных профессионалов, способную выполнить то, что написано в этой программе, довести до ума, как говорится. И должны это быть действительно профессионалы, а не случайные люди, которые заведомо не способны ничего создать, и садятся в руководящие кресла все понимают, зачем.
И, наконец, шаг третий, трудный настолько, что кажется объективно нереальным. Если оппозиция написала такую программу и даже нашла ее воплотителей, она должна продемонстрировать готовность мирно, без митингов протеста и революций, уйти в отставку в случае не то, что провала программы, а даже ее половинчатой реализации. Этот пункт труден еще и потому, что здесь нужен прецедент, ведь словесным обещаниям уйти, если не получится, никто не поверит.
Вот и выходит, что еще долго нам не светит настоящая оппозиция, а правящая партия будет все солиднее и увереннее. Потому что люди, голосуя за нее, отдавали голоса за какую-никакую стабильность, чтобы избежать революционных действий новых неумех. Армения навидалась революций, у нее теперь фобии, с революцией связанные.
Только не надо говорить, что выбирали за 10 тысяч драмов — вообще выбирали не "кого", а "что": ту самую, пусть плохонькую, но стабильность, в панике перед возможными потрясениями.