Дай бог всем играть джаз так, как это делают армяне - эксклюзив от финалистки "Голоса"

Блистательная певица, уроженка Еревана после своего выхода в финал российского "Голоса" в одночасье стала звездой. В интервью Sputnik она рассказала о воспоминаниях из "армянского" периода ее жизни.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Уроженка Еревана, блистательная певица, финалистка шоу "Голос" в эксклюзивном интервью Sputnik рассказала о блатных песнях как первооснове джаза, музицировании тбилисских армян, ереванском джазе и, конечно же, о закулисных тайнах шоу "Голос".

Лев Рыжков, Sputnik

Мариам Мерабова встречает нас в студии на Красной Пресне. Мы располагаемся на уютных пуфиках и не спеша беседуем.

"Вот это да!" — чем участница "Ты супер!" Сати Геворгян удивила звезду джаза >>

После выхода в финал в шоу "Голос" Мариам в одночасье стала суперзвездой.

Джордж Гершвин и шансон

Мариам вместе со своим мужем Арменом сейчас погружена в работу над авторской программой "Джаз на русском". Он пишет музыку, она — стихи. Еще она начала сниматься в сериале режиссера Гузели Киреевой, которая снимала "Глухаря". Прошла очень серьезный кастинг.

— А вы бы смогли спеть шансон?

— Мало кто вообще задумывается над темой близости джаза и так называемого блатняка. В начале прошлого века много эмигрантов из России привезли в Америку новые мелодии и даже жанр- уличные куплеты. Особенно плодотворным для творчества оказались одесситы, среди которых был и Гершвин. Еврейские куплеты стали вводиться и адаптироваться с новыми блюзовыми гармониями и ритмом свинга. На Бродвее бывшими одесситами писались мьюзиклы, но не все становились известными или от них оставалась одна ария, как в случае с мьюзиклом на идише I would if l could, от которого остался лишь хит Bei mir bistu shein, известную у нас как "Кейптаунский порт".

Не мог вернуться в реальность: Виктория Антонян отправила Басту "в космос" на "Голосе" >>

А наша эмиграция в Париже "заразила" французов городскими романсами и так же колымскими песенками, которые настолько прижились, что слились с уличным парижским жанром и родили в итоге тот самый "шансон", который сильно изменился уже при Серже Гинзбурге, вдохнувшем в него иную струю. Вообщем- есть много интересного в истории стилей и чем больше узнаешь, тем меньше снобизма в профессии остается)

1 / 3
Мариам Мерабова и Сати Геворгян
2 / 3
Мариам Мерабова и Сати Геворгян
3 / 3
Мариам Мерабова и Сати Геворгян

Дуэли и очереди

— Как вы полюбили музыку?

— У меня просто не было другого выхода. 

Мариам и Армен Мерабовы показали, что такое настоящая импровизация
Музыка со мной с детства. Несмотря на то, что в моей семье не-музыканты все: мама — филолог и журналист, а отец был юристом. Все равно они играли на музыкальных инструментах, пели. Особенно роскошно пела бабушка! В то время во всех семьях так было принято. У меня вообще тбилисские корни, я из грузинских армян. Хотя родилась уже в Ереване, куда мама переехала по работе. Я серьезно занималась музыкой с пяти лет, но до восемнадцати лет я не подозревала, что буду петь.

— Все знают, что джаз вы полюбили благодаря московскому клубу "Синяя птица". А когда больше любили джаз: при СССР или сейчас?

— Конечно, тогда! В "Синюю птицу" стояла многокилометровая очередь. А билеты стоили пять рублей. Огромные деньги! Но оно того стоило, потому что на сцене происходило что-то фееричное. Были дуэли великих контрабасистов, пианистов, приезжали зарубежные звезды джаза. Говорить о том, что в Советском Союзе не было джаза — Боже упаси! Он был, и на великолепном уровне!

Мариам Мерабова: Ереван – это джазовая Мекка >>

— Но сейчас куда больше джазовых клубов!

— Да, их сейчас много. Но хватит пальцев на одной руке, чтобы назвать места, в которых действительно есть джазовый дух. До "Синей птицы", которая была действительно культовым местом, им всем далеко.

Три джазовых "мекки"

— В этом году армянскому джазу шестьдесят лет. Как вы оцениваете его состояние?

— Это высший пилотаж! Уровень музыкантов, джазменов — высочайший.

Ереван в стиле джаз: уникальные кадры с открытия Yerevan Jazz Fest 2015
 Дай бог всем играть джаз так, как армянские музыканты! Играть с ними — великое счастье. В Армении есть одна из лучших духовых секций мира. Вообще, в Армении живет колоссальная плеяда музыкантов мирового уровня. Чего стоит один Армен Уснунц!

— А что подпитывает армянский джаз? Ведь ни одно явление не возникает на пустом месте.

— Публика. Мне рассказывали о выступлении одного ветерана джаза из Америки. Он был потрясен. Он говорил: "Ладно, если бы мне просто подпевали. Но я увидел, как человек в зале поет линию баса". Не секрет, что самим джазовыми городами СССР были Тбилиси, Ереван и Баку. Три джазовых "мекки" того времени, когда все жили дружно.

— Вы считаете, что при СССР было лучше?

Мариам Мерабова: "шоу-бизнес загнал себя в страшный тупик" >>

— Я, наверное, и умру советским человеком. Это уже не сотрешь. Понимаете, в чем дело — у нас было соединение культур. Каждый малый народ присоединялся к большому культурному облаку. Какие открывались возможности! Мне очень обидно, что этого больше нет!

Последний огонек любви

— Расскажите про ваш самый удивительный концерт?

— Самые удивительные концерты у нас проходят в хосписах. Это очень сложно — выступать там, например, перед волонтерами детского хосписа. Ведь этим людям тоже надо расслабиться. Они ведь как ангелы. В чужих семьях они помогают перенести неотвратимую беду, помогают этим семьям как-то жить.

For Gyumri: джазовый король Калифорнии Тигран Амасян посвятил альбом своей родине >>

Когда после "Голоса" мы поехали в первый хоспис, мы пошли к женщине, у которой умер сын. А сын был моим поклонником. Я думаю: "Боже, что я делаю?! Я ведь просто пою песни. Что я скажу несчастной матери?" А она говорит: "Мы так любили с сыном вас смотреть. И он вас так любил!" И я вижу, что матери очень важно передать мне последний огонек любви ее сына.

Учиться каждую секунду

— Что вам дало шоу "Голос"?

— Этот проект меня очень многому научил. Мы же учимся каждую секунду жизни. Я-то шла понятно за чем — за аудиторией. 

Легендарная Бет Харт выложила видео с армянским солдатом
Я хотела, чтобы на мои концерты приходило больше народу. Ведь устраивать гастроли можно, только если твое имя известно. И устроители гастрольных туров говорят: "Ну, простите, мы вас любим! Но мы не можем сделать концерт! Вас же не знают!"

"Голос" был единственным шансом. Я рискнула, пошла, как все, простояла целый день в очереди на кастинг. И так же, как все, дрожа, получила ответ — прошла.

Когда я выхожу на сцену, я пою не для людей, а для бога. Если уж богу понравится, то и людям должно понравиться. А что такое бог? Для меня это музыка. Я не хочу испортить музыку.