ЕРЕВАН, 22 апр — Sputnik. Девятый день протестов в Ереване развернулся как тугая пружина. С утра все ждали переговоров премьер-министра Сержа Саргсяна и лидера протестов Никола Пашиняна. Но никто не ждал, что закончится она так скоро.
В начале встречи, которая проходила в присутствии десятков журналистов, Саргсян выразил удовлетворение тем, что его визави поддался на многочисленные призывы к переговорам.
На это Пашинян ответил, что произошло недоразумение, и заявил, что прибыл на встречу с единственным намерением — обсудить условия отставки премьер-министра и мирной передачи власти.
Саргсян отреагировал жестко, назвал это требование шантажом и ультиматумом, а не диалогом, и покинул помещение.Пашинян обратился к журналистам и повторил призыв к своим сторонникам продолжать протесты.
Из обрывистого разговора многим запало в память предупреждение Саргсяна о возможном повторении событий 1 марта.
Ответ, откуда его не ждали
С места встречи Пашинян вышел на площадь в сопровождении демонстрантов. Отсюда он двинулся, как и обещал, в район Эребуни. Демонстрантов по пути набралось от сотни-полутора до двух с лишним тысяч.
На повороте в район Эребуни выстроился кордон внутренних войск. Когда до перекрестка оставалось 20-30 метров, послышалась предупреждающая дробь дубинок о щиты. Через минуту в сторону собравшихся полетели три гранаты: дымовые и светошумовая.
В этот раз пострадавших от осколков было не так много, как на проспекте Баграмяна. В первую очередь потому, что людей собралось меньше. Но девять человек все же были госпитализированы. В полицейских полетели две-три бутылки с водой, громкоговоритель и небольшой предмет, который "хлопнул" в воздухе. Скорая помощь подоспела к пострадавшим лишь через несколько минут.
После этого полиция несколькими рывками по 20-30 метров отогнала собравшихся. Те потянулись обратно в центр города, но уже без руководивших шествием депутатов — Никола Пашиняна, Арарата Мирзояна и Сасуна Микаеляна. Их увезла полиция.
Кресты навстречу дубинкам
После этого демонстранты не рассеялись. Организацию взяли на себя другие активисты. Несколько часов они ходили в центре города, закрывая крупные магистрали — проспекты Тиграна Меца, Аршакуняц и Маштоца. К ним вышли несколько священников, которые, узнав о случившемся, прервали литургию в храме Святого Саркиса и присоединились к собравшимся.
Но задерживать активистов полиция начала не там, а на площади Республики, где полиция собираться запретила. Собралось там гораздо меньше людей, чем на улицах (400-500 человек), но за полчаса полиция задержала на площади два-три десятка собравшихся. Забирали только мужчин. Женщин, особенно пожилых, тактично оттесняли назад.
Полиция применила масштабные действия только в этих двух точках. На улицах города полицейских, как и в предыдущие дни, заметно не было. Отметим, демонстрантов задерживали в основном как раз там, где не оказалось священников.
Говорим это без капли сарказма. Напротив, такое их служение – это почти исключительный для Армении случай. Ни в 2008, ни в 2013 году, в самые жесткие часы и дни уличных протестов, такого не было.
Не распылились
Даже без Пашиняна, Мирзояна и Микаеляна, шествие не потеряло управляемости. Единой колонной люди направились в Шенгавитский район, к полицейскому участку. Именно там, по сведениям демонстрантов, держали Никола Пашиняна.
Около десяти тысяч человек прождали на улице полтора часа, перед заграждением внутренних войск. Но задержанных не выпустили. Вдобавок, стало известно, что Пашинян содержится не там. Где именно — не сообщалось.
Нагнетать не станут
Митинг сегодня собрался один из самых многолюдных. Без Пашиняна, главного оратора — не было взрывов возгласов, речевок или смеха. Но тихо тоже не было – стоял ровный гул.
Демонстранты, как умели, завершили митинг. На обострение они не пошли, отбивать Пашиняна у полиции тоже не призывали.
Напротив, подготовили собравшихся к тому, что лидеры лидерами, но их могут в любой момент арестовать.
Надеяться нужно на себя и акции проводить небольшими группами по всему городу. Но с полицейскими не сталкиваться ни в коем случае. А с десяти вечера – отбой.
Чего ждут завтра? Как демонстрантам удастся справляться самим, и каким будет факельное шествие накануне 24 апреля. Проведут ли его демонстранты – и присоединится ли к ним Пашинян?