Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Иранская энергетика, которая так манит европейцев
Фактически, получается, что, кроме Израиля и Саудовской Аравии, все остальные реальные союзники США и на Ближнем Востоке, и в Европе разочарованы выходом американцев из иранского "ядерного" соглашения.
Позицию европейцев понять можно, такой уж менталитет у бизнесменов: всегда лучше торговать, нежели воевать. Тем более с Ираном, ведь у него много энергоносителей, что может позволить Европе ослабить свою зависимость от других источников.
Кроме того, следует учитывать перспективы для крупного европейского бизнеса, связанные с 80-миллионным иранским потребительским рынком. А еще то обстоятельство, что за прошедшие двадцать с лишним лет жесткой санкционной политики Запада по отношению к Ирану, в стране возникла ощутимая нехватка и высоких технологий, и высокоточного производства (например, высокоточные станки Ирану сегодня нужны, как воздух).
Немаловажный фактор – энергетика. Дело в том, что при огромных запасах нефти и газа Иран не в состоянии полностью обеспечить свою территорию электричеством. Не зря же проект "газ в обмен на электроэнергию", вот уже который год раскручивающийся Ереваном и Тегераном, оказался настолько жизнеспособным и выгодным для обеих сторон, что строятся новые ЛЭП.
Кость в горле Трампа: что заставило США порвать с "ядерной сделкой"? >>
Высокие технологии, которые использовались до начала 1990-х годов в энергетике, поставили Армению в ряд с одной из наиболее продвинутых в энергетике стран. Во всяком случае, в регионе пока нет другой страны, которая может похвастаться наличием атомной электростанции. Иранская АЭС в Бушере – это далеко не Южный Кавказ. Это – Персидский залив.
У Ирана в этом плане все действительно сложно: когда страна уже готова была приступить к строительству целого ряда современных электростанций, подоспел тот самый кризис во взаимоотношениях с Западом.
Из-за резких поворотов Америки "с носом" вновь остается Европа
Санкционная политика Соединенных Штатов привела, во-первых, к тому, что иностранные иранские вклады были заморожены (согласно разным источникам, речь идет то ли о 50-60, то ли о 80 миллиардах долларов). Во-вторых, Тегеран лишился возможности покупать у развитых стран (у европейских государств, а также у России) необходимую продукцию машиностроения.
В итоге, все зависло почти на долгие 30 лет, и сегодня те же Франция с Германией, как говорится, нетерпеливо "бьют копытом", дожидаясь, когда же американцы разморозят иранские капиталы, чтобы Тегеран начал покупать, скажем, генераторы у "Сименс".
Та же история с авиа- и автомобилестроением. Таким образом, можно представить разочарование европейского бизнеса, когда вдруг оказалось, что сидящий по ту сторону Атлантики Дядя Сэм считает, что с Ираном подписан "неправильный" ядерный договор, и что его необходимо пересмотреть.
И пока соглашение будет пересматриваться (хотя и это еще вопрос), все может вернуться на круги своя. И опять начнут действовать экономические, банковские, финансовые санкции, и те европейские компании, которые поверили в ветер перемен в отношении Ирана и уже начали заключать со своими иранскими партнерами договоры, останутся с носом.
Военная авантюра против Ирана станет катастрофой для Израиля — Искандарян >>
С этим европейцы мириться не хотят, и, кажется, настроены достаточно воинственно (насколько это вообще возможно) по отношению к своему заокеанскому патрону. Уже известно, что официальный представитель правительства Франции Бенжамен Гриво заявил, что страны Евросоюза намерены защищать интересы своих компаний, работающих в Иране. И готовы, если понадобится, оспорить односторонние санкции США в отношении Ирана во Всемирной торговой организации (ВТО), если таковые будут задевать конкретно европейские интересы.
Встанет ли Дональд Трамп хоть раз "с той ноги", гадают европейские лидеры
Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр и вовсе обозвал Америку "экономическим жандармом планеты", а также сообщил, что в ближайшее время у него состоится разговор с американским коллегой Стивом Мнучиным именно на тему санкций. Ведь уже известно, что американцы намерены отозвать лицензии у двух гигантов – Boeing и Airbus — на уже подписанные с Тегераном договоры, общая сумма которых составляет десятки миллиардов долларов.
То есть поставка тех самых 180 пассажирских самолетов, в которых так нуждается Иран, и которые с огромной радостью готовы продать Тегерану западные корпорации, не состоится.
Однако европейцы не намерены так легко сдаваться, особенно после того, как Франция и Германия понесли серьезные финансовые потери за последние 4 года из-за антироссийских санкций, навязанных американцами.
Именно поэтому и Макрон, и Меркель (позже к ним присоединилась Тереза Мэй) выступили с заявлениями о необходимости, несмотря на резкие движения из-за океана, продолжать выполнение Совместного всеобъемлющего плана действий по Ирану (СВПД). Видимо, надеются, что все обойдется и, быть может, через несколько дней Трамп все же встанет с "той ноги".
Подобный исход, признаться, маловероятен, поскольку Иран вовсе не намерен включать в "ядерный" договор свою программу по баллистическим ракетам, как того требуют американцы. Да и отказываться от роли победителя в сирийских событиях Тегеран также не намерен. А ведь еще одной причиной изменения американской позиции является именно то, что, по мнению США и Израиля, Иран слишком уж прочно обосновался на сирийской территории. Вплоть до того, что уже думает о соединении своей железнодорожной сети с Ираком, что означает выход непосредственно к Средиземноморью – сирийско-израильской границе.
Замок на воротах Ближнего Востока, или Что задумали США и Франция в Сирии >>
Сумеют ли европейцы сообща повлиять на позицию американцев? Вряд ли, поскольку за прошедшие почти 120 дней (именно такой срок установил для союзников Трамп в качестве ультиматума) уговорить американского президента так и не удалось.