Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Выход США из иранской "ядерной сделки" добавил путаницы в сложнейшие процессы. Усугубляется все тем, что совершенно непонятны конечные цели Трампа в отношении Ирана.
Иранское руководство называет выход США из "ядерного соглашения" нарушением политической этики. При этом партнеры американцев, с иранской (и всеобщей) точки зрения, имеют возможность спасти эти договоренности.
Похоже, что сами американские партнеры осознают весь спектр угроз, связанных с отменой соглашения по иранскому атому, и собираются принимать неотложные меры. По крайней мере, германский канцлер Меркель на словах полна решимости его отстоять.
Перед возможностью хоть какого-то позитива в этой ситуации воздвигается непреодолимая стена из новых, крайне жестких, американских экономических санкций против Ирана. Санкции включают практически все возможные международные экономические интересы страны – любые контракты, поставки нефти и нефтепродуктов, газа, химии. Нетрудно догадаться, что такой подход напрочь лишает Иран стимула соблюдать договоренности по атому.
Европейский бунт против США: как отразятся антииранские санкции на Армении >>
Железобетонная, нарочито провокационная, позиция Трампа порождает массу вопросов. Причем позиция именно Трампа, а не Соединенных Штатов вообще, поскольку в самом Вашингтоне есть немало критиков и даже однозначных противников таких драконовских мер.
Вопросы к Трампу порождает атмосфера неопределенности, созданная самим американским президентом. Ведь совершенно непонятно, чего он добивается? Понятно, что сюда примешивается и крайне враждебная настроенность Израиля, но все равно: в чем конечная цель такой жесткости?
Политики и эксперты в США теряются в догадках. Нужен ли Америке и Израилю торг по ядерному соглашению и подписание нового документа? Или, быть может, стоит цель полной ликвидации любых ядерных исследований в Иране, включая атомную энергетику, а также смены правящего режима.
Вот где, кажется, собака зарыта. Как раз смены власти и политического курса страны и добиваются США с Израилем, а возвращение Ирана на прозападные позиции видится главной конечной целью. Самый действенный путь для этого – доведение экономики до состояния, близкого к коллапсу. Этот метод работает безотказно.
Еще для этого нужно ликвидировать иранское присутствие в Сирии (в первую очередь) и в других местах, таких как Йемен и Ливан. Движение уже началось – достаточно посмотреть, как лихорадит нефтяной рынок.
Военная авантюра против Ирана станет катастрофой для Израиля — Искандарян >>
И Иран, и Израиль выступают с воинственными заявлениями, которые призваны показать, что они не остановятся ни перед чем в обороне своих позиций – военных, политических и экономических. Но заявления и обещания "стереть в пыль" Тель-Авив или Тегеран пока что, слава богу, остаются лишь риторикой.
Ибо идти на прямой вооруженный конфликт с Ираном даже Соединенным Штатам и Израилю принесет мало удовольствия и еще меньше – положительных, в понимании этих стран, результатов. Поэтому экономическое давление пока рассматривается в качестве главного аргумента и оружия.
Многое будет зависеть и от позиции европейских союзников США: хватит ли у них решимости и ресурсов (политических и экономических) противостоять американскому давлению и не влезать самим в санкции против Ирана. На словах-то и Германия, и Франция, и руководство ЕС против санкций и выхода из соглашения, но способна ли Европа, добровольно согласившаяся когда-то на роль американского придатка, претворить в жизнь собственные намерения, противоречащие пусть даже не США, но администрации Трампа?
А пока Европа не определится, давление на Иран будет нарастать, и хорошо, если все это не отразится или оставит минимальный след на Южном Кавказе. Ведь звучат уже опасения, что для различных акций против Ирана может быть использован Азербайджан.
Чем это чревато для региона, если не забывать о решимости и способности Ирана дать серьезный отпор, думается, понятно всем.