Самый объективный и беспристрастный анализ дел столичной мэрии (и вовсе не только периода под начальством Тарона Маргаряна) показывает, что в подходах муниципалитета к работе нужно коренным образом менять почти все.
Сильнейшие ливни этого мая, за четверть часа превращающие Ереван в затопленный город — последняя по времени иллюстрация серьезного неблагополучия в этом ведомстве. Любые осадки — что дождь, что снег, уже десятилетиями мгновенно становятся для столицы чрезвычайной ситуацией.
Сказать, что ничего не делается — ну, как же ничего. Вот и сто пятьдесят погонных метров труб под эстакадой у Крытого рынка меняли ровно месяц, ограничив движение в центре города пробками и ежесекундной опасностью аварий.
Живодеры на государственной службе: что натворила "Юниграф-икс">>
Быть может, я не прав, тогда пусть поправят специалисты — почему-то кажется, что эту работу можно было сделать за несколько дней. В крайнем случае — предусмотреть ночные смены, ведь именно отсюда в город из аэропорта въезжают столь приоритетные для нас туристы.
Проблема городского транспорта как была, так и осталась. Здесь не делается ровным счетом ничего, то есть ситуация только ухудшается. Каждый божий год, где-то в ноябре, озвучиваются грандиозные планы и программы на год следующий, даются клятвенные обещания и даже приводятся цифры, обозначающие размер уже "выделенных средств".
Тщетно: все остается, как было, и такое впечатление, что соответствующие сотрудники мэрии уже смеются над доверчивым народонаселением, в…надцатый раз произнося для него одни и те же слова. Про открытие новых станций метрополитена, кстати, уже давно ничего не слышно.
Когда про какой-либо город говорят: "он так изменился, его не узнать", то это, как правило, означает, что город похорошел, стал намного краше, удобнее и лучше. В случае с Ереваном — ровно наоборот.
Еще совсем недавно это был уютный, оригинальный и невероятно человечный город с потрясающей энергетикой, и сегодня его и впрямь не узнать.
Зеленые зоны уменьшаются, как шагреневая кожа, уникальные дома старой постройки, и без того немногочисленные, объявляются по чьей-то прихоти "сараями" и сносятся — для того лишь, чтобы на их месте быстренько возвести уже настоящий сарай, только уже этажей в двадцать. Вот получаются такие "северные проспекты" из дорогих многоэтажных сараев.
Тарон победил? Симонян смирился с уходом из Совета старейшин Еревана>>
А за все время существования столичной мэрии Третьей республики в Ереване построены лишь два-три по-настоящему стоящих здания, в одном из которых, кстати, эта самая мэрия и заседает.
Доходит до того, что дома в центре города сносятся глубокой ночью, в то время суток, когда свои дела обделывают лишь злоумышленники. Или посреди дня, нагло, как старую типографию — и все открещиваются, никто не в курсе. Минкульт вообще сделал тогда удивленное лицо — его, оказывается, никто и не удосужился поставить в известность.
Премьер Карапетян, правда, поручил наложить самое большое из предусмотренных взысканий на взрывателей — оказалось, целых две тысячи долларов. Жестокая кара, ничего не скажешь.
И еще этот непонятный проект "воссоздания старого города" в центре. То есть нужно уничтожить естественно сложившийся, реальный старый город, с его улицами и переулками, дворами и арками, с его обаянием и энергетикой, чтобы на каком-то пятачке поставить копии снесенных зданий, причем далеко не все?
Речь, кстати, не идет о действительно хибарках, которых было много еще лет 30 назад в том же центре — речь о таких улицах, как Абовяна, Арами и Пушкина, от которых почти ничего не осталось.
В сегодняшнем городском хозяйстве Еревана, похоже, нет ни одной сферы без серьезнейших проблем. Уже в массовом порядке стали смертельно опасными лифты, потихоньку приближается время, когда стремительно и подряд будет становиться аварийным жилой фонд советской застройки.
А мы строим очередную гостиницу с рестораном в центре, а рядом с ней — ресторан с гостиницей, а чуть поодаль, наконец, жилой сарай, пардон — высотку.
Но вечерами в этой высотке свет горит в единичных окнах, она стоит пустая и почти не жилая, потому что квадратный метр жилплощади в малом центре стоит невероятных денег. А в Чарбахе, в Нубарашене или Неркин Шенгавите таких высоток не строят, или почти не строят — невыгодно и непрестижно потому что. Скоро, наверное, весь Ереван разместится в квартирах с видом на Лебединое озеро.
Клин всюду, куда ни кинь. И надо разбираться с деятельностью и муниципалитета, и госкомитета по градостроительству под началом знаменитого господина Нарека Саркисяна, причем разбираться со времени основания этих институций.
А то валить все на одного Маргаряна тоже, знаете ли, как-то несправедливо.
А самое главное — если возникнет настоятельная необходимость смены градоначальника и руководства релевантных комитетов, то это должно быть сделано не под митинговым давлением, и уж тем более — не чьим-либо волевым решением. Все должно происходить в точнейшем следовании букве закона, ибо даже малейшее беззаконие и волюнтаризм способны породить только самих себя.
Тогда круг замкнется, и когда-нибудь неизбежно придется начинать все сначала.