ЕРЕВАН, 28 мая — Sputnik. Сарамедж – село, расположенное в отдаленном горном районе Лорийской области Армении. Основали его в 1862 году армяне, переселившиеся из города Муш Западной Армении. О жизни села, его уникальных жителях рассказывает Ашот Геворкян в передаче "Мы" в эфире Sputnik Армения.
В годы Великой Отечественной войны из Сарамеджа на фронт ушли 268 человек, 75 из которых так и не вернулись с поля боя.
Численность населения Сарамедж по итогам переписи населения 2001 года составляла 1407 человек. Сейчас здесь проживают 1115 человек. Село живет своей обыденной жизнью, не отличаясь, на первый взгляд, от остальных.
Депутат-турок: я горд, что присутствовал на признании Геноцида армян>>
Но есть одна история – об общечеловеческой любви и толерантности. История, которую вспоминают уже не один десяток лет. История турецкого офицера Мустафы.
Мустафа был офицером турецкой армии, вторгшейся в мае 1918 года на территорию Армении. На пути подразделения, которым, судя по всему, и командовал наш герой, и располагалось село Сарамедж.
"Поговаривают, что мать Мустафы была армянкой. Правда это или нет, неизвестно, но Мустафа решил встать на защиту жителей нашего села", — рассказывает 83-летний Амаяк Ованнисян.
"Воевать за турок против сербов? Никогда!" — О неизменном кредо армян на Балканах>>
Офицер втайне от своего командования помогает жителям укрываться. И, как результат, ни один житель села не пострадал от рук турецких аскяров.
Его принимают как своего, родного человека. Рассказ продолжает глава сельской общины Айк Ованнисян. Его дед – Лазарь, служил в царской армии, был награжден двумя Георгиевскими крестами. Жил Лазарь в соседней деревне. При обороне села попал в плен к туркам. Однако был освобожден усилиями Мустафы, который буквально вырвал его из рук турецкого паши.
После отступления турецкой армии Мустафа и вовсе решает остаться в селе. Потомства Мустафа не оставил, всю жизнь он оставался холостым.
Похоронили его на сельском кладбище — по турецкому обычаю.
История турецкого офицера – пример сострадания, пример торжества добродетели над жестокостью и бесчеловечностью.