ЕРЕВАН, 29 мая — Sputnik, Арам Гарегинян. Лаборатории "Армат" — место, где школьники Армении учатся писать программы, собирать роботов, работать на 3D-принтерах и станках. Это не просто интересно. Пройдет несколько лет, и из школьных увлечений появятся модели оборонной техники, сельскохозяйственных машин, точной электроники. И — почему нет — появятся биоинженеры, которые смогут менять обгоревшую кожу или сломанные кости.
Армянские ученые небольшими шагами приближают эту мечту к реальности. Еще один шаг к ней хотят сделать братья Ходжабагяны — и хотят реализовать проект в родном Горисе, в четырех часах езды от Еревана.
Один из братьев, Артур Ходжабагян, руководит там компанией Augmentar, которая собирает 3D-принтеры. За несколько лет они стали немного доступнее. Уже не обязательно покупать отдельный биопринтер, достаточно добавить к обычному 3D-принтеру съемную головку для биопечати.
"Мы рассчитываем, что несколько школ захотят открыть у себя кружки биоинженерии. Здесь ученики смогут увидеть, что такое искусственная кожа или, хотя бы в теории, искусственные органы", — говорит Артур.
Что африканцы могут показать Армении в ядерной медицине?>>
Уже несколько медицинских центров в мире синтезируют и отдельные ткани, и органы. Их уже применяют для испытаний медикаментов. А в недалеком будущем их начнут пересаживать живым пациентам, уверен его брат Закар Ходжабагян, пластический хирург.
Органы и ткани, получаемые путем биопечати, выращиваются при помощи собственных клеток пациента. Это позволяет обойти иммунологические проблемы — основную сложность при трансплантации от доноров, подчеркивает Закар.
Несколько лет назад в Армении тоже пытались получить человеческую кожу. Больших успехов здесь добились комбустиолог Овсеп Шамахян и коллеги. В то время главной задачей было придать кожной ткани натуральные характеристики. А для этого было нужно, чтобы связывающий ее белок коллаген не накапливался комками здесь и там, а ровно распределялся в структуре кожи.
С помощью трехмерной печати вопрос уже начинает решаться. Но еще предстоит понять, как лучше получать исходный материал (клетки), охлаждать их, хранить в стерильных условиях, а главное — обеспечить жизнеспособность готовых тканей.
Немецкий онколог: хотим вести с армянскими врачами диагностику на расстоянии >>
Как добиться этого? Возможно, на этот вопрос ответят сегодняшние школьники, если их вовремя "зажечь" таким желанием, говорит Закар.
"Конечно, в Армении еще чуть рано говорить о получении органов. Но уже в недалеком будущем армянские специалисты вполне смогут получать хотя бы верхний слой кожи — эпидермис. Он будет широко применяться в комбустиологии (ожоговедении) и пластической хирургии, а также в испытаниях лекарств и косметики. Обсуждается и возможность "печати" хрящевых тканей",- говорит он.
На оптимизм настраивают успехи специалистов в Армении и за рубежом. Недавно в Институте физиологии имени Орбели, в лаборатории иммунологии и инженерии тканей, был установлен современный инкубатор, где исследуется жизнеспособность клеток и тканей. Заведует лабораторией профессор, кандидат биологических наук Заруи Карабекян, которая долгие годы исследует эти процессы.
А еще несколько ученых-армян работает за рубежом. Одна из них, Татевик Григорян-Саакянц, работает в медицинской школе Гарварда, а также в Общей больнице Массачусетса, состоящей при университете. Там в лаборатории она изучает инженерию связок и производство органов. Еще один специалист, Арам Казарян, работает в Лионе, где возглавляет группу хирургов по пересадке рук.
Космическая медицина Норайра Сисакяна, или Чем армянин Гагарину помог>>
Один из его учеников уже работает в Армении. Это кандидат медицинских наук Давид Абрамян, который руководит группой исследователей в армянском офисе FMD KL Europe — первом в регионе центре биотехнологий.
"Значит, у нас есть весь нужный потенциал, чтобы стать флагманом биоинженерии в регионе", — говорит Закар.
Как этому помочь? Для начала братья хотят собрать два-три биопринтера для школ или студенческих команд.