Арменуи Мхоян, Sputnik
В памяти взрослых Спитакское землетрясение 1988 года оставило уродливый рубец. Почти 30 лет назад разрушены были не здания, а семьи и жизни. Но для переживших трагедию людей самое трудное было впереди: им предстояло жить и растить детей, когда их дома были стерты в пыль. Пришлось смириться с новой реальностью, которая с течением времени словно вплелась в жизнь людей. Она изменила их.
Когда видишь глаза армянских детей — воспоминания о "Хиросиме" Армении>>
Прошло 29 лет, тысячи до сих пор живут во времянках. У многих дети, которым неведомо, почему у сверстников есть дома, а у них – нет. Не каждый ребенок задумывается над этим, детство не располагает к таким думам. Пока они просто изучают мир, всматриваясь в его краски и вслушиваясь в звуки. Но скоро им предстоит осознать, что их детство прошло как-то не так. Словно кто-то украл его частичку, присвоил себе. Словно этот кто-то подлил черного в палитру красок, испортил любимую песню детства и почему-то заставил знать о важной дате – 7 декабря 1988 года. Они потом поймут, что это за дата.
Тем не менее, сегодня дата другая – 1 июня, Международный день защиты детей. 12-летний Маркос Тадевосян живет в Гюмри со своей семьей, увлекается музыкой, ходит в школу и играет со своими сверстниками во дворе. По вечерам он возвращается домой – в новенькую квартиру – где его ждут папа, мама и брат. Маркосу нравится так жить – уже две недели как мальчик счастлив, ведь до этого Маркос жил в домике на обочине трассы.
В 1988 году дом Тадевосянов в одночасье превратился в руины, с тех пор они жили во времянке. Только "времянка" эта получила адрес – Тбилисское шоссе, 158/394 – и стала обиталищем Тадевосянов на следующие 30 лет.
И без того ветхая постройка за десятилетия сильно износилась. Протекающее подобие крыши, крысы, летний зной и зимняя стужа, от которых некуда бежать, негде укрыться… Семья то ли жила в этом аду, то ли просто выживала.
"Там же живые люди": как армян спасали из смертельной ловушки>>
Получить квартиру Тадевосяны уже не надеялись – с документами не вязалось. Бороться с государственной бюрократией у них не было ни сил, ни средств – себя кормить нужно было, сыновей растить. Единственным в семье, кто еще верил в чудо, был как раз Маркос. Не видевший настоящего дома, родившийся во времянке, мальчик все время повторял маме: "Ма, когда дадут дом, ты только не плачь".
Когда матери сообщили о подарке, она не заплакала. Не потому что так сказал сын, нет. Она просто не верила. Женщине сказали примерно следующее: привет, вам дарят квартиру, когда вы сможете переехать?
Тадевосянов поселили в новостройке – одной из тех, что возвели в гюмрийском районе Муш. Маркос и его брат Товмас уже успели подружиться с местными ребятами. Более того, те знают, что Маркос играет на дхоле, а Товмас – на дудуке. Иногда ребятня специально собирается во дворе, чтобы послушать братьев.
Увидел людей в крови и подумал — война: трагедия Спитака от первого лица>>
Мальчики мечтают стать хорошими музыкантами. Они уже достигли определенных успехов, но знают: на пути к совершенству им предстоит много работать над собой. Парни, правда, уже успели соскучиться по сверстникам, с которыми водили дружбу во времена "домика", но новый дом они полюбили. С него началась их вторая жизнь.
В квартире у каждого из братьев есть свой уголок, куда Маркос перед сном кладет дхол, а Товмас — дудук. Они больше не боятся, что дождь и влага подпортят инструменты.
Подарок семье Тадевосянов сделала Татевик Карапетян из России. Меценат — дочь основателя группы компаний "Ташир" Самвела Карапетяна. В свои 28 лет она занимает должность первого вице-президента основанного отцом холдинга.
Татевик второй год подряд на 24 апреля – это ее день рождения – дарит квартиры семьям, пострадавшим в результате разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года. В прошлом году квартиры получили восемь семей, в этом – уже 10, в том числе Тадевосяны.
Прошлогодние счастливцы, тем временем, успели обжиться. С Вирабянами Sputnik Армения познакомилось еще в прошлом году. Их дочери Джемме уже 10 лет, и она тоже прежде не жила в квартире. Сегодня девочка ходит в школу, хорошо учится, больше всего любит немецкий и мечтает стать учительницей. В отличие от многих своих сверстников и сверстниц, Джемма в свободное время читает книги на немецком языке и занимается.
Эта жизнь продолжается ровно 12 месяцев. Еще зимой 2017 года семья ночевала в железных "домиках" без надежды на нормальное жилье. Их заветным желанием было просто не жить с крысами – они мечтали о доме.
"Не знали с чего начать" — руководитель спасательной бригады о трагедии в Армении>>
Сегодня Вирабянов не узнать. Пока родители и бабушка Джеммы рассказывают о том, какой прекрасный у них дом, девочка спешит показать каждый уголок своего нового мира.
"У меня уже много друзей! Мой одноклассник живет в нашем же дворе. А лучше всего, что дом недалеко от школы, и я могу ходить на занятия по немецкому языку", — говорит Джемма.
Больше всего в доме ей нравится, что у нее есть свой уголок. А еще – что в доме не идет дождь.
Семилетний Ованнес – брат Джеммы – тоже обзавелся своей территорией, где играет в машинки. Ему стараются не мешать, ведь раньше ребенку играть было негде.
Маленькая Джемма, которая обязательно станет учительницей немецкого языка, знает о Татевик. Она говорит ей danke – это "спасибо" на немецком языке. А парни из семьи Тадевосянов помимо слов благодарности дарят своей благодетельнице свое исполнение армянской народной песни "Алагяз на высокой горе".