— А у нас лифт застрял, что делать будете?
Штрафы для "селфиманов" в Европе: как туристам не попасть под раздачу — эксперты>>
— А что нам делать? Мы же простые жители. Вон, кондоминиум есть, пусть сами разбираются. А мы спустимся по лестнице.
Это, наверное, самый безобидный диалог в этом контексте: халатность и безразличие жителей соразмерна халатности властей. За последние годы статистика застрявших в лифтах людей оставляет желать лучшего. Так, в 2016-ом в лифтах застряло 234 человека, а в 2017-ом армянские лифты останавливались 121 раз.
Всего по республике действует 6000 лифтов. Руководитель отдела технической безопасности лифтов Национального центра технической безопасности МЧС Лусине Ованисян на встрече с журналистами сообщила, что большая часть подъемников установлена еще в советский период, и даже заводы-производители давным-давно не действуют.
"Эксплуатирующим органом является кондоминиум, однако ему не под силу решить проблему с лифтами советского периода из-за колоссальных расходов", — заявил эксперт.
По подсчетам Национального центра технической безопасности МЧС Армении, новый среднестатистический лифт стоит около 30 миллионов драмов (порядка 62 тысяч долларов). Ремонтные работы оплачиваются из городских бюджетов, однако старые лифты требуют больших расходов, и столько денег на это не предусматривается.
В 2017 году, например, на ереванские лифты мэрия выделила 109 миллионов 770 тысяч драмов. Интересно, что для установки нового лифта в самой мэрии в том же году выписали 78 млн драмов (около 160 тысяч долларов).
Как превратить Ереван в маленький рай для велосипедистов?>>
В кондоминиуме административного района Давиташена города Еревана сообщили, что выделенные мэрией деньги распределяют в равных долях на обслуживание всех лифтов, действующих в районе. Но здесь проблема упирается еще и в нехватку специалистов: на 400 лифтов приходится всего 4 механика. 5000 лифтов во всем Ереване обслуживает всего 200 механиков.
Эксперт МЧС отмечает, что качество техобслуживания тоже оставляет желать лучшего.
"Раньше, когда была компания "Верелак", нормально работали. По большому счету, сейчас это и обслуживанием назвать нельзя — скорее экстренными вызовами", — отметила Лусине Ованисян.
По данным соцопросов, устаревшие лифты — вторая самая волнующая ереванцев проблема. Первую же позицию в своеобразном антирейтинге занимает общественный транспорт. Лифт же, по сути, тоже можно причислить к транспортному средству, работающему с большей нагрузкой, чем любое другое: лифт в 9-этажном доме за 24 часа совершает 100 перевозок.
В этом году – пока что – зарегистрирован лишь один случай с серьезным исходом: в феврале в одном из домов на улице Комитаса в Ереване в шахту с пятиэтажной высоты упала женщина. Механизм заблокировала крыса, которая пробралась в машинное отделение и застряла под шкивом – колесом, которое позволяет лифту подниматься и опускаться.
Крысы, зловоние, мусор – первичные признаки старого и далеко не доброго армянского лифта. Эти самые лифты должны проверяться минимум раз в год. Между тем, согласно закону о "Государственном регулировании обеспечения технической безопасности", если лифт не проверяется, то ответственность лежит на жителях, и именно их должны штрафовать.
"Мне 20, и я открыл свой паб": истории молодых армянских предпринимателей>>
Интересно, сколько жителей согласны не только пользоваться устаревшими лифтами, но еще и платить за их "непроверку". Экспертиза лифта, кстати, платная и обходится жителям в 3000 драмов (порядка 7 долларов).