Что знают армяне о таком южноуральском городке как Златоуст? Подозреваю, что немногие жители Армении найдут его на карте. А между тем в Златоусте, расположенном в Челябинской области на границе Европы и Азии, за четверть века сформировалась мощная армянская община.
В самый разгар карабахской войны сюда переехали несколько семей из Нагорного Карабаха, Раздана и Цахкадзора. Они построили здесь дома, организовали бизнес и нарожали детей, полноценно вписавшись в жизнь региона.
Армяно-грузинские отношения прежними не будут: итоги визита Пашиняна в Грузию>>
Златоуст считается городом выдающихся мастеров оружейного дела. Достаточно сказать, что в середине XIX века всe холодное оружие российской армии производилось именно здесь – на златоустовских императорских оружейных заводах. Сегодня местные мастера изготовляют уже не строевое, а наградное и декоративное оружие, но уважение к рабочему человеку и искусству производства уникальной стали по-прежнему в силе.
Армяне же всегда отличались способностью не только к организации бизнеса, но и к любому тонкому ремеслу. Вот почему они строят в Златоусте — помимо отелей, кафе и торговых центров — еще и новые заводские цеха, вкладывают средства в металлообработку, производство стройматериалов и высокотехнологичные предприятия. Вот почему златоустовская армянская диаспора авторитетна далеко за пределами городского округа.
Местные армяне занимаются бизнесом в Челябинске, Миассе, Магнитогорске и других городах Южного Урала. Впрочем, активность армянских предпринимателей Златоуста не ограничиваются экономикой. Они вкладывают большие средства в развитие спорта, в социальные и культурные объекты и в благоустройство города, ставшего для них второй родиной.
По утверждению мэра Златоуста Вячеслава Жилина, армянская община не просто органично вписалась в город – она стала для него находкой, поскольку в разрушительные 90-е годы, когда большинство предприятий "города оружейных мастеров" были разорены или закрыты, именно благодаря активности нескольких армянских семей удалось восстановить некоторые производства и оживить социальные и культурные программы.
Президент Армении рассказал, чего не хватает армяно-российским отношениям>>
"Наш город многонациональный, здесь проживает много башкир, татар, представителей других народностей. Но армяне привнесли в Златоуст свой уникальный образ жизни неутомимых трудяг и неравнодушного отношения ко всему, что происходит в городе. Они наши братья не только по вере, но и по духу", — считает Вячеслав Жилин.
Сегодня армянская община Златоуста разрослась настолько, что ей понадобился свой храм. И, как принято, прежде чем взяться за его возведение, в прошлом году армяне установили в городе хачкар.
А 1 июня в подворье православного кафедрального собора Серафима Саровского города Златоуста состоялось освящение этого хачкара с участием областного руководства и депутатов Госдумы и Совета Федерации России.
В самое сердце Южного Урала из Армении прилетели городской глава Цахкадзора Артур Арутюнян (Цахкадзор – город- побратим Златоуста) и отец Нерсес, настоятель одного из цахкадзорских храмов. С ними приехали несколько депутатов Народного собрания Армении и представителей партии "Процветающая Армения".
Кульминацией праздника стал обряд освящения хачкара.
Служба, проведенная священниками Армянской Апостольской и Русской православной церквей при непосредственном участии епископа Златоустовского и Саткинского Викентия и настоятеля храма святого Иоанна Предтечи ААЦ в Екатеринбурге отца Аристакеса, была совместной, единоверческой, соборной. (См. фото 3)
По окончанию службы владыка Викентий подарил священнослужителям Армянской Апостольской церкви наперсные кресты на молитвенную память.
На освящении хачкара присутствовал, кстати, и главный имам-мухтасиб Горнозаводского края Челябинской области Мухаммад-хазрат Минигалиев, который выступил в поддержку единения народов и религий через взаимное уважение к святыням и традициям друг друга.
В совместном межцерковном христианском обряде освящения армянского хачкара оказалось много уникального и символичного.
Символично, к примеру, что когда порыв ветра опрокинул два государственных флага (российский и армянский), стоявших по краям хачкара, русский православный священник инстинктивно бросился поднимать армянский флаг, а представитель армянской общины – флаг российский.
Символично и то, что никто из участников праздника не говорил особо о политике. Только о душе и совместных проектах. Например, о предстоящей закладке в Златоусте армянского храма, о поездке армянской делегации на озеро Тургояк, о проведении Второго виртуального шахматного турнира златоустовских и цахкадзорских школьников.
Русские и армянские молитвы, приветствия и песни во время освящения хачкара, концерт национального танца, организованный Армянским культурным центром Златоуста во главе с Кристиной Худоян на площади перед величественным Серафимовским кафедральным собором, а также огромное количество зрителей – все это стало красноречивым подтверждением того известного факта, что дружба армян и русских не зависит от того, как складывается политическая конъюнктура в Армении или России.
"Армянский хачкар может находиться только на той земле, которую мы, армяне, считаем святой. Наши молитвенные кресты-камни стоят сегодня почти во всех регионах России, и это говорит о том, что мы считаем русскую и российскую землю священной для нас. А земля под хачкарами, где бы они не находились, это кусочки армянской земли", — так оценила установку армянской святыни в Златоусте депутат Народного Собрания Армении Луиза Саргсян.
Лучшие оружейники Алеппо — что мы знаем о роли армян в борьбе с ИГ в Сирии>>
На российской земле армянство вот уже почти двести лет неуклонно прирастает – своими общинами, храмами и хачкарами. Прирастает она и по-особому близкими отношениями армян с народами многонациональной России.