На одном из центральных проспектов Еревана — пожалуй, самом шумном и оживленном — можно заметить причудливые ворота с красивым орнаментом сине-голубых оттенков. Стоит только зайти туда, как мир вокруг сразу меняется — суета сменяется безмятежностью и умиротворенностью; шум и вой автомашин — тишиной, изредка нарушаемой пением какой-нибудь взволнованной птицы; жара — приятной, спасительной тенью вишневых деревьев.
Кажется, будто Голубая мечеть с прилегающими к ней зданиями и небольшим садом — это отдельный, обособленный мир, притаившийся в самом сердце города. Он живет своей собственной жизнью, ленивый и размеренный темп которой не совпадает с бешеным ритмом столицы. Туристы, торопливо шагающие по проспекту Месропа Маштоца, попадая сюда, расслабляются и начинают неспешно рассматривать павильоны с образцами декоративно-прикладного искусства, привезенными из культурной столицы Ирана — Исфахана.
Персидская мечеть была построена в Ереване в 1766 году Гусейнали-ханом Каджаром. Весь комплекс, раскинувшийся на семи тысячах квадратных метров, включает в себя внутренний двор, ритуальную постройку, купол и минарет. Павильонов всего 28, а в северной части расположена библиотека.
Ювелир императрицы: как Иван Лазарев доказал Екатерине, что он Лазарян >>
Две туристки из Польши рассказывают, что их очень заинтересовал памятник мусульманской религии в такой древней христианской стране, как Армения. Ни в одной исламской стране они пока не побывали, но планируют посетить Иран.
По саду прогуливаются мать с дочкой из Калининграда. На вопрос о том, почему они решили посетить Голубую мечеть, мать отвечает:
"Мы в первый раз в Ереване, поэтому хотим осмотреть все достопримечательности столицы. Здесь очень красиво, особенно понравилась майолика".
Мужчины и женщины молятся отдельно, причем ноги и руки у женщин должны быть закрыты, а на голове — платок.
Вскоре я замечаю, что осмотреть Голубую мечеть пришли некоторые участники ежегодной международной гуманитарной премии The Aurora Prize, среди них первый лауреат премии — Маргарет Баранкитс. Она уделяет нам минутку и делится впечатлениями.
"Эта мечеть говорит о гармонии в стране, гармонии между народами. Она подчеркивает различие, которое в действительности является нашим богатством. Конечно, я впечатлена, ведь люди приходят посмотреть на памятник другой религии", — сказала она.
Чуть позже сотрудники охраны комплекса знакомят меня с Марьям. Марьям работает в здешней библиотеке, а также рассказывает туристам о мечети. Она иранка.
— Уже полгода живу в Ереване, я получила грант и теперь учусь в аспирантуре ЕГУ (Ереванский госуниверситет — ред.). Специально работу не искала, но когда прежняя библиотекарша ушла на пенсию, моя преподавательница порекомендовала меня. — Марьям говорит на литературном армянском с мягким акцентом. — В библиотеку не много людей приходит, поэтому я часто хожу с туристами, отвечаю на их вопросы.
По словам девушки, больше всего посетителей из России, Франции и Литвы.
— Они спрашивают про архитектурный стиль зданий, про курсы, мероприятия, которые здесь проходят, ведь Голубая мечеть — это не только религиозный, но и культурно-образовательный центр. Иранцы изучают здесь армянский язык, а армяне — фарси.
Студентов в последнее время прибавилось, и не последнюю роль в этом деле играет развитие армяно-иранских торговых отношений.
Иран стремится включить армянский собор в Исфахане в список ЮНЕСКО >>
Как религиозный центр мечеть посещают местные иранцы, сами же иранские туристы приходят сюда в основном во время религиозных праздников — Новруза, Рамадана, Шаб-е Ялда.
— Как правило, посетители из Ирана предпочитают осматривать местные достопримечательности. А мечетей и в нашей стране очень много, — говорит с улыбкой наша собеседница.
Сама Марьям признается, что заинтересовалась армянским после того, как прочла переводы некоторых произведений Паруйра Севака.
— В них было столько новых мыслей, идей. Это было что-то совершенно новое, отличное от того, с чем мне доводилось сталкиваться в персидской литературе. Я тогда училась в вузе, и решила прочесть эти стихотворения в оригинале. Думала, несколько месяцев хватит, чтобы осилить их, но когда начала изучение армянского, уже не смогла остановиться. Теперь Севак и Чаренц — одни из моих любимых поэтов, — рассказывает она.
Кстати, Голубая мечеть сохранилась до наших дней именно благодаря Егише Чаренцу. В советский период, когда в Армении разрушались все персидские сооружения, известный поэт предложил превратить ее в музей. Так, она на время стала Музеем истории и естествознания Еревана.
— Да, и мы ему очень благодарны за это, — с улыбкой говорит Марьям.
В заключение напомним, что Армения намерена включить Голубую мечеть в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.