Как-то по одному из грузинских телеканалов показали группу парней, решивших заняться изучением мистических домов города Тбилиси. Было это года три назад. Ребята рассказывали, что собирались снять целый телевизионный цикл, но ситуация, по их словам, вышла из-под контроля. В ходе работы над фильмом с ними начали происходить странные вещи.
История одного дома в Тбилиси, или Что стало с жилищем армянского священника Теймуразянца>>
Вначале, рассказывали они, стала отказывать техника для съемок, потом журналист, который решил рассказать о тайнах одного из домов, провалился в подвал этого самого дома. Позже, утверждали герои передачи, неизвестные угрожали им по телефону. А отсчет цепи невероятных событий начался с момента, когда энтузиасты нашли криптограмму. Согласно этой криптограмме, в Тбилиси якобы существует десять архитектурных сооружений, которые имеют подземные ходы, они соединяются под землей в один огромный зал, в котором, по слухам, проходили какие-то ритуалы. И все номера этих домов содержат число шесть.
Один из домов мне тогда запал в память. О нем и сейчас ходит куча самых неправдоподобных слухов. Речь идет об особняке состоятельного армянина Юзбашева, расположенном по адресу ныне улица Ингороква, 6, а в свое время — Петра Великого. Говорят, на третьем этаже этого дома произошло самоубийство, с жизнью покончила молодая девушка, при каких обстоятельствах и каковы причины — слухи умалчивают. А на втором этаже особняка, у загадочного камина, проводились спиритические сеансы. Каждый раз, проходя мимо этого дома, задумывалась о том, насколько соответствуют все эти легенды и слухи, ходящие вокруг него, истине. И вот наконец добралась я до этого загадочного особняка.
История любви и несостоявшегося самоубийства
Обычно дверь дома в стиле барокко бывает заперта, но в этот раз, на мою удачу, оказывается открытой. Шмыгаю внутрь, в царство теней и духов из потустороннего мира. Тишину томного полудня нарушает лишь доносящийся с улицы шум машин и затвор моего фотоаппарата.
Доподлинно известно, что некогда роскошный особняк был построен известным в Тифлисе архитектором Шимкевичем в 1887 году. А вот кто был заказчиком и первым жильцом — тут версии расходятся. Историк и тифлисский старожил Саркис Дарчинян утверждает, что изначально дом принадлежал начальнику акционерного общества мыловаренного завода О. Таирову, потом, в середине 1890-х годов, в доме располагалось Благотворительное армянское общество, и затем здание отошло нефтепромышленнику Давиду Юзбашяну. По другой версии, заказчиком дома изначально был Юзбашян, он же — Юзбашев, которому якобы и принадлежит идея барельефа Люцифера на фасаде здания. Можно предположить, что разночтения возникли из-за того, что дом состоит из двух частей, построенных поочередно с разницей в несколько лет.
— Чего только не наслышишься от гидов, да и просто тбилисцев, которые совершают паломничество в этот дом, — рассказывает жительница дома Виолетта. — Знаете, как-то пришли снимать наш дом с одного из ведущих телеканалов. Парень все расспрашивал про духи, спиритические сеансы и повешенных кошек. А я не хотела участвовать в этой ереси, развернулась и ушла.
Тут я припоминаю истории про некие трагедии и самоубийства, которые якобы происходили в этом доме. Виолетта, улыбнувшись, продолжает:
— Вряд ли те, кто построили этот дом, могли предполагать, каким мифотворчеством займутся потомки… Я знаю, например, такую историю: у Юзбашева, кроме сына, который погиб на фронте, была дочь. Она вышла замуж. И вот тот красивый, заново отремонтированный особняк, который рядом с нашим домом, нефтепромышленник якобы построил для своей дочери. В браке у нее родился ребенок, а потом она полюбила другого человека. Уйти от законного супруга и сегодня для женщины на Кавказе не совсем просто, а уж тогда, в начале XX века, и подавно. Женщина долгое время находилась на распутье, мучилась. К тому времени она с супругом жила в доме со знаменитым барельефом Люцифера. Женщина в отчаянии решает свести счеты с жизнью. Якобы, это произошло на втором этаже дома. Она взяла в руки пистолет, направила на себя, и в это самое время в комнату вошла няня с ребенком. Так дочь Юзбашева избежала смерти.
Тбилиси гостиница нужнее армянской церкви? Под угрозой Сурб Ншан>>
После прихода в Грузию советской власти Юзбашев эмигрировал с семьей во Францию. Дочь, отголоски любовной истории которой дошли до нас, осталась в Тифлисе. Она развелась с мужем и вышла замуж за любимого мужчину. Они прожили долго и счастливо.
Как говорит Виолетта, пару лет назад в Тбилиси приезжала правнучка Юзбашева, из Москвы, пришла навестить дом и его теперешних жильцов. Сомнения в том, что она настоящая правнучка, а не самозванка, отпали, когда женщина достала ворох старых фотографий — получается, она доводится внучкой как раз этой самой дочери Юзбашева, которая осталась после эмиграции в Тифлисе.
Люциферово пристанище
Чего только ни наслышишься об этом Люциферовом пристанище. Например то, что у владельца были связи с масонами. Я услышала даже версию, что Шимкевич построил и оформил дом после прочтения "Мастера и Маргариты". Человек, пытавшийся меня в этом убедить, отказывался принять довод, что знаменитый роман был написан через много лет после строительства дома.
Под номером 6 на улице Ингороква сегодня на самом деле скрываются два дома, примыкающих друг к другу. В одной части, двухэтажной, живет несколько семей. Вторую, ставшую трехэтажной после строительства мансарды, приобрел несколько лет назад некий врач Сосо Сартания.
Поговорить с владельцем трехэтажного особняка мне не удалось — хозяин дома живет большей частью в Америке и в Грузии бывает раз в несколько месяцев. Соседи рассказывают, что, обустраивая свою часть дома, он расселил несколько семей. Неизвестно, знал ли новый хозяин о странной славе дома, но отстроил свою часть с большой любовью. Как говорят жильцы, он постарался максимально сохранить аутентичность и оставил тот самый мистический камин. А при входе в дом со двора Сартания установил на крыльце огромную архивную фотографию. Утверждают, что изображены на ней члены семьи Юзбашевых. Помимо этого, новый владелец создал во дворе роскошный вертикальный сад, а у входа во двор поставил красивые, стилизованные под старину, чугунные ворота.
Правда, не все соседи остались довольны новшествами. Один из жильцов объяснил, в чем причина недовольства.
— Часто бывает, придет друг или знакомый. А ты дома сидишь, холодно за окном, но тебе нужно встать, выйти и открыть ему ворота. Я даже камеру установил рядом, видите? – вопрошает Резо, указывая на едва заметное на стене устройство.
Резо родился и вырос в этом дворе. Он рассказывает, что здесь всегда были особые отношения. И дни рождения отмечали всем двором, и свадьбы, и похороны. Теперь все это кануло в небытие. Да и некому вспоминать. Из старых соседей, по словам Резо, почти все разъехались.
— А россказням о чертях, демонах и люциферах и прочей ерунде не верьте. Все это сказки и вымыслы. Я за свои 53 года ничего загадочного в этом доме не видел, — улыбается Резо и закрывает за моей спиной тяжелые ворота.