Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik рмения
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытается "подмять" под себя Турецкую республику уже давно. Еще с тех пор, как был мэром Стамбула и близко дружил с Гюленом.
Турецкий лидер спешит, и на это есть причины
Видимо, именно тогда ему в мыслю пришла идея сделать так, чтобы сам президент стал еще и премьером, назначал вице-премьеров (по примеру, скажем, азиатских стран, того же Туркменистана), лично назначал и устранял их.
Да и вообще, если парламент вдруг решит не одобрить любую его законодательную инициативу (а премьер и на это будет иметь право), то он попросту распустит депутатов и назначит новые выборы. И самое главное: отныне "суперпрезидент" будет иметь изначально оговоренное законом право объявлять чрезвычайное положение.
Сегодня право подобной законодательной инициативы для того же Эрдогана — основного претендента на кресло нового "старого" президента — весьма важно, поскольку ЧП в стране длится уже почти два года.
Эрдоган, пользуясь поддержкой парламента, ввел режим ЧП после неудачного военного переворота 2016 года. И продлевает его до сих пор, понимая, что терпения ни у сторонников, ни уж тем более у противников не хватит надолго.
Эрдоган проголосовал на выборах >>
Поэтому и придвинул Эрдоган выборы на год, с 2019 на 2018, чтобы избежать дальнейшего недовольства, которое уже переливало через край даже в предвыборные дни.
Ведь на самом деле все мировые телеканалы успели показать многомиллионные митинги в крупных турецких городах — Анкара, Измир, Стамбул. Количество митингующих, согласно некоторым масс-медиа, доходило аж до 5 миллионов…
Турецкие армяне нынешнюю власть вряд ли поддержали
Нынешние выборы важны для турецкого лидера в первую очередь потому, что ему необходимо не просто выиграть — этого недостаточно. Эрдогану необходима максимальная цифра избирателей, которые предпочли бы именно страну с супер-президентским руководством. Он знает, что разговор с чиновниками из Евросоюза, куда он стремится всеми, как говорится, фибрами души, начинается с разговора о 70% и больше сторонников такой формы правления в стране.
А подобной цифры обеспечить (приписать) себе Эрдоган не может даже с использованием всей мощи своей президентской администрации. Уже через пару часов после закрытия избирательных участков было понятно, что цифра 70% для нынешнего лидера Турции практически недосягаема.
По предварительным данным, за Эрдогана проголосовало 59.6% избирателей (на основе подсчетов 20 процентов бюллетеней). Его главный оппонент Индже по ходу уже набрал более 26 процентов.
Маркедонов: Турции ни к чему активное втягивание в геополитику на Южном Кавказе >>
А ведь пока еще были сосчитаны голоса лишь центральных районов Турции — до курдонаселенных районов очередь тогда еще не дошла. Как голосовали наши соотечественники, еще неизвестно. Думается, подобные данные будут обнародованы (если будут) достаточно поздно.
Однако уже изначально было понятно, что большинство армян, живущих в Турции, поддержат курдов и их кандидата, руководителя Демократической партии народов Селахаттина Демирташа. Ведь наш соотечественник Пайлан именно в этой партии и состоит.
Как бы то ни было, результатов турецких "президентско-парламентских" выборов придется дожидаться. Будут еще считать и пересчитывать. Однако уже понятно, что цифра в 60 процентов "за" (а то и меньше) вполне может в дальнейшем обернуться для Эрдогана либо серьезными проблемами, либо и вовсе глобальным поражением на внешнеполитической арене.
В любом случае — пока ждем…