ЕРЕВАН, 28 июн — Sputnik. В Турции живет немало армян, скрывшихся под турецкими именами и исламом. Многие из них остались в Западной Армении, там, где жили их предки. Об этом новая книга Аветиса Хаджяна "Тайная нация", о которой сам он написал в Irish Times. В статье он пишет:
"В последние годы все начало меняться. В турецком обществе зазвучали голоса, бросившие вызов официальной исторической догме. Ведь далеко не все, кто тогда кричали "Мы все армяне", были армянами.
Через несколько лет, когда я был в редакции газеты Гранта Динка "Акос", я спросил, как оказалось возможным напечатать столько плакатов меньше чем за сутки после его убийства (если, конечно, не принимать всерьез слухи о том, что все это — инсценировка властей). Журналисты-армяне ответили мне: владелец одной из турецких типографий сделал все это за свой счет.
Эти демонстрации стали поворотным моментом. Изменилось отношение и турок к армянам, и у армян Диаспоры — к Турции и туркам. Все это помогло навести мосты для диалога — если не официального, то хотя бы общественного.
Это об армянах и турках. А что об отуреченных армянах? Они и их дети жили в турецких и курдских семьях, смешивались с ними, их обратили в ислам. Считать ли их армянами? И кому об этом судить?
Здесь, в турецких провинциях, армянам удобнее жить под многочисленными масками — национальными и религиозными. Врожденное "я" и напластования на него соседствуют, как слои в луковице.
Мы не турки, а армяне? Турция "сошла с ума" из-за генеалогических "разоблачений">>
Такой была армянская семья из Адыямана в юго-восточной Турции. Среди родственников, разбросанных по стране, можно, как море в капле воды, увидеть все возможные политические и религиозные группы в Турции.
Среди них были верующие Армянской Апостольской церкви. Другие привержены ассирийской церкви. А вот их двоюродные братья — правоверные сунниты.
Другой родственник — высокопоставленный функционер в партии демократии народов, выступающей в поддержку национальных меньшинств (ее представляет известный Каро Пайлан). А есть в этой семье и последователи партии Эрдогана. И из этого же рода вышел заклятый враг властей, повстанец из Курдской рабочей партии, погибший в перестрелке с регулярной армией.
Здесь разные люди и языки. Здесь говорят на армянском, турецком, курдском, зазаки.
Почему 24 апреля, или Как братья Джололяны напомнили миру о трагедии армян>>
У Арсена (имя изменено) был дед Минас, которого спас курд Рамазан. С его внуком Арсен ведет меня знакомить.
Мы разговариваем о том, почему в обществе остается скрытая агрессия. И вот что он об этом думает: Турция держится на массовом пролитии крови. Убивая армян вчера, курдов сегодня, власти Турции хотят показать, что способны объединить страну на силе и страхе.
Вот о чем меня предупреждали многие из скрытых армян, которых я встречал в селах Западной Армении, где теперь сражаются курдские повстанцы и турецкая армия. Я радовался, что в Турции теперь можно свободно обсуждать вопросы геноцида и истории. А они предупреждали меня не принимать все это за чистую монету.
Из-под турецкого ятагана на страницы мировой истории, или Стойкость по-армянски>>
В августе 1908 года Мехрдат Норатункян, интеллектуал из Константинополя, пишет о растерянности относительно либеральных реформ младотурок.
"Хотя за последние пятнадцать лет пролилось столько крови, но опасались большего. К ней (к пролитой крови — ред.) привыкли, как к закону природы".