Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Турция, под мудрым руководством Эрдогана, медленно, но верно сползает к изоляции от внешнего мира. С Европой Анкара разругалась сильно и, скорее всего, надолго, но США еще не потеряли надежд вернуть своего "блудного" союзника. Хотя американцы и грозят санкциями за приобретение российского оружия, критикуют положение с правами человека и недовольны антидемократическими процессами в этой стране.
Соединенные Штаты без устали предупреждают, что двусторонние отношения могут претерпеть качественные изменения в худшую сторону, если Турция не одумается и не вернется как можно скорее к своему союзнику. Правда, и европейцы, и американцы, при всем обилии критики, постоянно повторяют тезис о стратегическом характере партнерства с Турцией.
Оппозиционные настроения, которые, судя по результатам выборов, в Турции довольно сильны, обусловлены и причинами социально-экономического характера. Турецкая экономика сильно зависит от иностранных инвестиций, а они сокращаются на фоне высокой инфляции, что ведет к повышению цен на ряд важнейших товаров.
Примечательно, что, строго говоря, первый официальный визит Эрдогана в статусе переизбранного президента состоится лишь в начале сентября. На июль запланирована встреча с американским коллегой Трампом, но она состоится в Брюсселе, на саммите глав стран-членов НАТО, потому "официальным визитом" считаться не может.
Госдеп предупредил о террористической угрозе в Турции>>
А в сентябре Эрдоган поедет не куда-нибудь, а посетит сначала Северный Кипр, а потом Азербайджан. Что, в принципе, логично, ибо провозглашенный некогда принцип "одна нация – два государства" никто отменять не собирается. Даже не два, а три, ведь считает же Анкара посещение главой страны Северного Кипра официальной поездкой.
И неважно, что этот самый Северный Кипр признан лишь самой Анкарой, а значит, легитимен только в ее глазах. Ах да, не совсем так: еще было признание со стороны Нахичеванской автономии, но тогда получается "одна нация – четыре государства", раз уж автономия берется кого-то признавать… Словом, запутаться можно во всех этих государствах.
У сегодняшней Анкары серьезно сузились горизонты и возможности полноценного выхода во внешний мир, и это естественное следствие проводимой ею политики. Поэтому Турция, используя верный ей Азербайджан, начинает, кажется, активизировать свои устремления в Центральной Азии. Государства этого большого региона, правда, не спешат бросаться в распростертые турецкие объятия, понимая, что в нынешних условиях попадание в них сулит больше неприятностей, моральных и вполне материальных, нежели выгод и преференций.
Но разве это когда-то мешало Эрдогану произносить напыщенные фразы, пусть и далекие от действительности? Например, такие, как слова, сказанные еще полтора месяца назад, до выборов, о том, что, оказывается, Турция способствует поддержанию мира и безопасности в Центральной Азии и на Кавказе, а Армения – единственное государство, которое выпадает из общей умилительной картины.
Молчаливое согласие: как Эрдоган получил единоличную власть>>
Турецкая агрессия в Сирии и Ираке наглядно показывает, как Анкара "способствует поддержанию мира". Турецкая армия и другие силовики задействованы и во внутренних репрессиях против Рабочей партии Курдистана. И в этих условиях прокурдская Народно-демократическая партия проходит по результатам выборов в парламент – этот факт, конечно, хорошего настроения Эрдогану не добавил.
Вот и получается, что ситуация в Турции после внеочередных выборов остается сложной и противоречивой. Цифры неумолимо свидетельствуют, что в оппозиции к нынешней власти состоит около половины страны, но эта оппозиция не может консолидироваться, что успешно использовал и продолжает использовать Эрдоган.
При этом не видно никаких перспектив снижения оппозиционной настроенности – напротив, она с очевидностью будет лишь расширяться. Однако Эрдоган может в ответ усилить свое вмешательство в Сирии и Ираке, с большей интенсивностью проводить этнические чистки против курдов, и все это к восторгу его националистического электората. Это тоже будет иметь ограниченный срок годности, но в такой ситуации позволит действующим властям выиграть драгоценное время.
А там, глядишь, еще что-нибудь придумают.