Рипсиме Нагапетян из города Агарак, помогающей московской семье по хозяйству, решительно не нравится, когда мужчина в доме берется не за свое дело. "Не своим делом" она, прежде всего, считает уборку, приготовление еды и присмотр за детьми.
Рипсиме Нагапетян живет по своим понятиям, мужчины многих стран мира, в том числе Армении и России — по своим. Помогать женам в работе по дому, а также смотреть за малыми детьми, они не считают зазорным и не видят в том опасности одомашнивания. Да и никакой другой тоже.
Как информирует специализирующийся на поиске работы портал Superjob.ru, около двадцати шести процентов российских мужчин не прочь заняться домашним хозяйством, если жена в состоянии содержать семью.
Соблазн уличить мужчин в приспособленчестве и инфантилизме улетучивается, как только узнаем: американская семья на участии мужчин в домашних делах экономит более ста сорока трех тысяч долларов в год — во столько по рыночной стоимости обошелся бы труд домохозяйки. Именно столько в среднем оставляет в домашнем бюджете мужчина в США, решивший взять на себя работу, который обычно занимаются жены.
Самара: гадание на козе, песни в такси и особенности женского характера >>
Расчетов по Армении автор, к сожалению, не видел, но можно предположить, что они тоже могли бы впечатлить. Очевидно одно — чем дальше, тем больше общество перестает равняться на патриархальные ценности. Повернуть колесо вспять Риспиме Нагапетян уже не сможет.
А вот результат исследования ученых Оксфордского университета (Великобритания): число мужчин-домохозяев в мире растет. Количество времени, потраченного женщинами на домашние дела за последние сорок лет с 360 минут в день сократилось до 280-ти, в то время как мужчины стали посвящать домашней работе 148 минут против 90.
От такого хронометража Рипсиме делается смешно. В доме до того, как скончался муж и ей пришлось отправиться на заработки, она была счастлива и часов не наблюдала. Работала днем, работала ночью, случалось, работала круглые сутки. Точно то же, утверждает она, происходит в Грузии, в странах Средней Азии и Ближнего Востока, о которых Sperjob.ru и эксперты Оксфордского университета ничего не говорят, но Риспиме настаивает: там все так же и это вполне нормально.
– А ненормально — как?
– Ненормально, когда муж провожает жену на работу, а сам сидит дома. Женщина, которая утверждает, что место мужчины на кухне, просто не знает, что с ним делать в спальне, — уверяет она.
Дело еще и в том, что "домашним папам" нашего времени в отличие от мам прежних поколений приходится осваивать кучу новых профессий: мужчина уже не только жарит-парти, печет, возит детей по врачам и т.п., но и учит их компьютеру, селфи, занимается с детьми фитнесом. В результате ему приходится перерабатывать так много, что няне гения русской поэзии Арине Родионовне и не и снилось.
При всем при том… Как бы ударно мужчины в семье ни трудились, не стоит путать "мужчину-домохозяина" с хозяйкой дома. "Ею всегда являемся мы",- уверяет русская работодательница Рипсиме Нагапетян, и автор не рискнул возразить, что в Армении все иначе.
…Международная организация труда (МОТ) напоминает: в европейских странах не работает до сорока девяти процентов женщин, в России по данным Роструда — двадцать два процента. Можно предположить, что многие из них — жены состоятельных мужчин, но нельзя утверждать, что, оставаясь дома, дамы сильно переутомляются — ведь у многих под началом внушительный персонал разнорабочего люда. Тем не менее, неработающие дамы часто стремятся стать работающими. Мотивация — отказ от самостоятельных заработков ставит женщину в зависимое положение.
The Guardian: на ком женятся мальчики в Армении? >>
Армянская специфика вопроса: в силу существенной ограниченности рабочих мест свою независимость наши женщины часто отстаивают в общественно-политической сфере.
Меняет ли психотип мужчины нянчание детей и домашняя работа, если занимаешься ею изо дня в день? Наверное, да. Все дело в том, в какую сторону. Возможно, и в лучшую. Хотя бы потому, что "создание счастливого дома тоже вполне может быть высшим достижением жизни" — считает ведущий специалист в области клинической психологии из Колумбийского университета США Лиза Миллер.
С другой стороны, психотип современной женщины тоже меняется. Если грубо: в чем-то она начинает походить на мужчину (и наоборот). Идеал, видимо, в золотой середине: оттуда и отсюда берем лучшее и, не забывая, о самоидентификации, движемся вперед.
Всего хорошего…