Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Американский экономист Дарон Аджемоглу опровергает информацию о том, что ему предложен пост министра в правительстве переизбранного президентом Эрдогана, ставшего почти абсолютным властителем Турции. Более того, Аджемоглу далек от оптимизма в отношении перспектив турецкой экономики, считая, что в ней есть признаки грядущего резкого спада.
Здесь есть забавный нюанс: сообщения о предложенном Аджемоглу министерском кресле в Турции появились сразу после информации о том, что новые власти Армении могут обратиться к нему за посильной помощью в разборе положения в армянской экономике. И тут непонятно, кто себя повел, как ревнивая жена: турецкая власть, или турецкая пресса. Видимо, все же пресса, иначе Аджемоглу не сделал бы при этом известии удивленные глаза.
Так или иначе, но Турция на полном ходу вступила в экономический кризис еще до внеочередных перевыборов Эрдогана, и сейчас, после долгого неуклонного снижения, отмечается резкое ускорение падения турецкой лиры, неоднократно уже опускавшейся до рекордных минимумов против доллара.
Экономисты и эксперты (западные) отмечают, что Турция больше не может выплачивать свои долги на сумму около 400 миллиардов долларов. Возможно, что итальянские и французские банки возьмут на себя основную тяжесть кризиса, а Евросоюз, скорее всего, будет вынужден вмешаться, чтобы их спасти. При этом специалисты высказывают серьезную обеспокоенность тем, что экономический коллапс в Турции способен породить глобальный кризис.
Эрдоган хочет переманить экономиста-армянина, которого приглашал Пашинян >>
С инвесторами тоже не все гладко. Причем их, инвесторов, пугает не только состояние экономики страны, но и очевидно неприятные внешнеполитические тенденции. Ведь страна в последние годы кардинально пересмотрела свои приоритеты во внешней политике, на большой скорости отдаляясь от западных союзников — в первую очередь, от США.
Здесь большую роль играет тот факт, что Турция уже два года живет в условиях чрезвычайного положения после "попытки государственного переворота" в 2016 году. Ну и, конечно, плохо скрываемое стремление Эрдогана стать абсолютным диктатором не может не пугать традиционно основных инвесторов — американцев и немцев.
Сильное беспокойство у всех — и у политиков, и у инвесторов — вызывает откровенная экспансия Турции, которая может негативно отразиться на ряде ближневосточных стран, на Кипре и даже на Греции, союзнике Турции по НАТО.
"Граждане Армении чувствуют свое участие в политике", что пообещал Аджемоглу Пашиняну >>
Вообще, настолько враждебно настроенных друг к другу "союзников", как Греция и Турция, в мировой истории еще поискать. Турция, вопреки всем основополагающим установлениям международного права, постоянно предъявляет претензии на некоторые острова греческого Архипелага. С переизбранием Эрдогана противоречия здесь могут углубиться, да и отправка к берегам Кипра турецкого нефтебурового судна положительного настроя никому не добавляет.
Плюс — турецкая агрессия на севере Сирии и ставшие просто плохими отношения с Евросоюзом, который почел за благо прекратить даже теоретические разговоры о приеме Турции, пока в ней правит Эрдоган. Последний, тем не менее, успешно шантажирует Европу беженцами, постоянно выбивая неплохое финансирование. На что это финансирование идет — знают только Аллах и сам Эрдоган, хотя некоторые предположения сделать можно: ни на что хорошее.
Ну, и Южный Кавказ, конечно. Турция всеми силами рвется поучаствовать в карабахском урегулировании, будто не понимая, что есть стороны, которые никогда не согласятся ни на какую турецкую роль в решении этой проблемы. Но что делать Эрдогану — назвался мечтателем о былом величии Османской империи, придется лезть во все возможные кузова. Даже если в этих кузовах никто Эрдогана не ждет.