ЕРЕВАН, 5 июл — Sputnik. Армения сегодня, 5 июля, празднует День Конституции. В этот день в 1995 году проект основного закона, подготовленный идеологами правящей тогда в стране партии — Армянского общенационального движения — был вынесен на общенациональный референдум и одобрен народом Армении. Основной закон образца 1995 года стал первой конституцией независимой Армении.
В последующие годы в основной закон страны дважды были внесены изменения по итогам референдумов. Первый референдум состоялся в ноябре 2005 года. По его итогам Армения перешла к полупрезидентской модели управления. Второй референдум состоялся в декабре 2015 года, ознаменовав переход к парламентской модели управления.
Так уж сложилось, что День Конституции особого места в сознании граждан не занимает, этому есть свои причины социально-экономического, общественно-политического характера. Общество в стране все эти годы было крайне поляризовано, заметная часть населения не испытывала доверия к власти, доверия к институту выборов. Начиная с 1996 года, результаты всех без исключения общегосударственных выборов оспаривались людьми, что приводило к массовым протестам и столкновениям со стражами порядка.
Хроника измен: президенты Армении и "отвергнутые" ими конституции>>
Между тем, по мнению эксперта по конституционному праву Вардана Айвазяна, Конституция имеет очень серьезное значение в жизни каждого общества.
"Но конституционная ценность не имеет адекватного восприятия со стороны армянских граждан. Причина этого заключается в том, что власти всегда по-своему имплементировали положения основного закона в жизни страны, по сути, искажая требования Конституции", — сказал он в интервью Sputnik Армения.
Также эксперт считает ошибочным искать причины провалов и неудач государства в Конституции. Корень всех проблем – это, в первую очередь, человек. По его убеждению, можно иметь неполноценную, далеко не идеальную Конституцию, но если слова соответствуют делам, то вполне возможно построить современное государство, получить прекрасные результаты.
Также он обратил внимание, что внутриполитический дискурс по конституционным референдумам всегда был лишен содержательной составляющей. Как власти, так и оппозиция пытались сводить между собой личные счеты, а не выработать какой-то взаимоприемлемый механизм по улучшению политической системы.