ЕРЕВАН, 17 июл – Sputnik. Громкие разоблачения в армянской армии используются не только для снижения уровня коррупции, но и для политической борьбы с руководством ВС, тесно связанным с прежними властями Армении, сказал Sputnik Армения военный эксперт Давид Арутюнов.
Разоблачения СНБ Армении обросли мемами: каков Ванецян в восприятии пользователей соцсетей>>
С приходом новых властей во главе с Николом Пашиняном правоохранительные органы Армении периодически сообщают о раскрытии различных коррупционных схем в воинских частях страны, в том числе с участием высокопоставленных офицеров. Последним случаем стало раскрытие СНБ коррупционной схемы, в которую вовлечена группа граждан Армении с участием высокопоставленных лиц, врачей, сотрудников военного комиссариата.
В газете "Грапарак" 17 июля появилось сообщение о том, что высокопоставленные чины в армии недовольны нынешней политикой властей. Речь, по словам анонимного собеседника издания (который представлен высокопоставленным должностным лицом в ВС), идет не о самой борьбе с коррупцией, а о том, что на всех "смотрят как на преступников".
Арутюнов обращает внимание на то, что армия очень большая структура, деятельность которой содержит многочисленные коррупционные риски.
Там всегда есть поле для злоупотреблений и искоренить коррупцию на 100%, по его словам, будет невозможно. В ВС развитых стран также периодически возникают коррупционные скандалы. При этом, чем выше уровень коррупции, тем меньше ее боеспособность.
"Стремление бороться с коррупцией я не ставлю под сомнение, но есть очень четкий политический заказ. Коррупционные разоблачения содержат определенную политическую функцию", — сказал Арутюнов.
В случае с армией большую роль играет проблема взаимоотношений новой администрации и более шире – новой элиты, которая сейчас формируется, и руководства ВС.
Разоблачения недели: от ареста генерала Манвела до обыска в фонде брата Саргсяна>>
Армия, ее высший командный состав до "бархатной революции" была закрытой корпорацией, тесно связанной с предыдущими властями. Во всех остальных сферах новые власти имеют пусть даже небольшой, но кадровый резерв.
"В Вооруженных силах у них таких людей нет. Они вынуждены иметь дело с состоявшейся группировкой, которая долгие годы руководила армией. И это отдельная проблема, которая будет возникать и в будущем", — сказал Арутюнов.
Это касается даже назначения министра обороны – была выбрана фигура, которая долгие годы в этой системе работала. Новые власти были политической оппозицией, естественно, в их составе каких-то людей, связанных с армией практически не было.
Таким образом, антикоррупционная борьба властей в армии, кроме, собственно, устранения этого явления, дает определенные рычаги воздействия на командный состав ВС.
"Кавалерийские атаки" Пашиняна на коррупцию — Маркедонов рассказал об их эффективности>>
Арутюнов отмечает, уже были случаи, когда возникали определенные разногласия между новыми властями и отставным и командным составом армии.
В качестве примера он указывает назначение начальника Генштаба, что было резко, критически встречено бывшим заместителем министра обороны Армении Артуром Агабекяном. Второй эпизод – инцидент с заместителем военного инспектора.
В случае с ВС, по мнению эксперта, этот инструмент будет сохранять свою актуальность. Тут как бы будет двоякий результат – снижение уровня коррупции и политическая плоскость.
Весь этот процесс – часть еще большей проблемы. Новые власти пытаются создать новую элиту, при этом сталкиваясь с сопротивлением старой.
"У новых властей есть большая народная поддержка, но небольшой арсенал воздействия на бюрократический аппарат. Выходит, что очень важным инструментом является борьба с коррупцией и серия разоблачений", — отметив Арутюнов.
По мнению Арутюнова, до сих пор это был очень важный, если не главный рычаг воздействия на бюрократический аппарат со стороны новых властей. И пока он сохраняет свою актуальность.