Нана Мартиросян, Sputnik Армения
До начала гражданской войны в Сирии проживало около 110 тысяч армян, сейчас же от армянской общины остались одни осколки. Тем не менее, многие сирийские армяне, вопреки всему, преодолевают тяготы войны и пытаются наладить прежний ритм жизни.
Но есть среди них и те, кто предпочел переехать и обосноваться на исторической родине. Были ли опасения не прижиться, остаться "чужими среди своих"? Конечно. Особенно памятуя о сложностях жизни беженца, с которыми после Геноцида столкнулись когда-то их собственные предки. Однако желание оградить детей от ужасов войны все-таки пересилило все прочие доводы и аргументы. И, в конце концов, речь шла о родине – пусть далекой и немного пугающей, но не чужой…
Корреспондент Sputnik Армения поговорил как с представителями армянской общины в Дамаске, так и с вынужденными репатриантами. И тем и другим приходится несладко, но родину, даже если она "горчит", как известно, не выбирают…
Что сирийских армян смущает в Армении, и зачем им русский язык — репатриант>>
Далар Алахвердян продолжает жить в Дамаске.
С началом войны у сирийских армян появилось очень много сложностей, рассказывает она. Ее семья трижды убегала из собственного дома, но всегда возвращалась. Они голодали, не засыпали от страха, но сейчас ситуация заметно улучшилась. Далар уверена, что худшие дни позади.
"Страх перед террористами и американскими бомбежками прошел, но его следы навсегда остались в наших сердцах", – рассказала Далар. В Дамаске почти не осталось молодых людей. Часть уехала за границу, а другая служит в армии и защищает своих родных, рассказывает Далар. Члены общины собираются под сенью церкви и пытаются придумать, как решить экономические проблемы.
В городе продолжают действовать спортивные и культурные центры. Дети, как рассказывает наша собеседница, хоть и не регулярно, но все же продолжают ходить в воскресную армянскую школу, несмотря на то, что путь лежит через разрушенные кварталы и горы мусора.
"Мы даже умудряемся играть свадьбы под бомбежками. Сложно найти любовь, девушек намного больше, чем парней, но все же мы играем 10-15 армянских свадеб в год", – подчеркнула Алахвердян. Она и сама не прочь выйти замуж, но — только за армянина.
Девушка мечтает, чтобы ее дети выросли на исторической родине и носили армянскую фамилию. Недавно Далар вернулась из Армении и очень воодушевлена царящей там атмосферой любви и мира. По ее словам, одновременно слышать множество диалектов армянского языка, гулять по городу, где все спокойно и беспечно, где каждый прохожий твой "родственник", а ты своя и всем нужна – сродни чуду. Алахвердян уверена, что у Армении светлое будущее и после "бархатной революции" ее ждет процветание.
"Я люблю Сирию, но мы здесь гости и война еще раз показала нам это", – сказала девушка.
Лусиг Таниэлян переехала из Алеппо в Армению четыре года назад. Как она рассказала корреспонденту Sputnik Армения, первые дни переезда были очень сложными, поскольку их семья не знала, как начать жить заново. Ее муж столкнулся с проблемой безработицы и только спустя 8 месяцев смог найти достойную работу.
Что мы не знали о репатриантах, или Братья-ахпары>>
"Мы убежали от войны, но было настолько сложно, что уже подумывали вернуться в Сирию. Но именно в этот переломный момент он нашел работу, и дела наладились", – подчеркнула она.
Лусиг считает, что ее детям было легче интегрироваться. В школе их тепло приняли, они почти не почувствовали дискомфорта, сейчас же вовсе не вспоминают о сложностях первого периода.
Ради детей и их будущего Лусиг не намерена возвращаться в Сирию, хотя очень скучает.
"Сирия — наша родина, мы все мечтаем туда вернуться, но хорошо понимаем, что нашей общины больше нет, а жить обособленно и со страхом в сердце не хотим", — сказала она.
Таниэлян отметила, что сирийские армяне и тут создали свое сообщество. Семья Лусиг познакомилась с другими армянами, с которыми много лет жила в Алеппо, но даже не подозревала об их существовании.
Сирийские армяне часто женятся в Армении на "своих". Такие свадьбы не раз посещала и семья Лусиг.
Армянская община в Сирии считалась одной из наиболее крупных и влиятельных диаспор до начала конфликта и насчитывала около 110 тысяч человек. Армяне играли значительную роль в социальной, политической и культурной жизни Сирии. Основная часть армян переехала, и обосновалась в разных странах. В Армении живет около 20 тысяч сирийских армян. Многие нашли себя в сфере торговли и бизнеса. В последнее время почти на каждой ярмарке Армении можно увидеть ларьки с сирийской продукцией. Некоторые так и не свыклись с армянскими реалиями и двинулись дальше в поисках лучшей доли.