ЕРЕВАН, 23 июл — Sputnik, Ашот Сафарян. Слова министра обороны Армении о возможности внесения некоторых технических изменений в договор, регулирующий дислокацию 102-й российской базы на территории республики, привели к некоторым разночтениям и неверной интерпретации со стороны ряда армянских СМИ.
Тоноян заявил лишь, что могут быть пересмотрены некоторые технические детали, что, однако, не помешало отдельным "акулам пера" усмотреть намерение официального Еревана пересмотреть… статус Погрануправления ФСБ России в Армении.
Разницу между 102-й российской базой, подведомственной министерству обороны России, и Пограничным управлением ФСБ отдельные коллеги по цеху не смогли уловить. И, следовательно, армянскому оборонному ведомству пришлось разъяснить ситуацию и провести небольшой ликбез.
Но вернемся к Тонояну. Поводом к его заявлению, напомним, стали учения подразделений российской базы в селе Паник Ширакской области. Комментируя интервью армянского министра, военный обозреватель Давид Арутюнов в беседе с корреспондентом Sputnik Армения предположил, что речь идет об ужесточении требований, связанных с оповещением местных властей во время проведения учений. Однако, считает эксперт, пока трудно понять, где здесь пропагандистский элемент, а где реальные намерения что-то изменить.
"Стрельбы не было, была ее имитация" — командир 102-й базы об инциденте в армянском Панике >>
Арутюнов считает, что вся эта шумиха вокруг инцидента в Панике носит чисто политический, нежели какой-то правовой характер.
Наш собеседник исключает возможность коренного пересмотра договора о размещении базы, в том числе и по части арендной платы. Известно, что Армения не берет от России арендной платы за дислокацию базы. Арутюнов убежден, что такой порядок вещей сохранится и впредь.
Правительство Армении, по его словам, сейчас демонстрирует другую тактику, ранее уже опробованную рядом других постсоветских стран: это, с одной стороны, стремление избежать каких-то кризисов в отношениях с Россией, с другой — добиваться от Москвы более выгодных для себя условий взаимодействия, считает Арутюнов.
Он предполагает, что при прежних властях инцидент в Панике не вызвал бы столь бурной реакции и быстро был бы сглажен.
Как отреагирует Россия на предложение Еревана пересмотреть некоторые технические детали соглашения — однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от того, какие конкретные изменения предложит Ереван.
Если это будет лишь конкретизация, регламентация условий проведения учений, то стороны могут прийти к каким-то договоренностям. Пока российская сторона на официальном уровне не реагирует.