Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
НАТО – это всего лишь бизнес-проект для финансового топ-менеджера
Нынешнее НАТО – это всего лишь своеобразный PR-инструмент, предназначенный для оказания идеологического и финансового давления на несогласных, которых немало на политической арене.
Какой-то серьезной, действенной защитой от угроз современного мира (будь то терроризм или региональный радикализм), надвигающихся на Европу с юга и востока, НАТО сегодня не может быть по своей сути.
Сейчас Альянс – это всего лишь бизнес-проект. И его главный инвестор (США) в первую очередь занят тем, что собирает как можно больше инвестиций у своих коллег рангом пониже, лишь бы сократить свои финансовые потери, раз уж при помощи этого инструмента серьезных, ощутимых дивидендов на мировой политической арене добиться не удается.
Вспомним хотя бы подробности саммита в Брюсселе, когда Трамп резко приостановил совещание по вопросам будущего Украины и Грузии. Как решительно он перевел тему на финансовые проблемы, которых у НАТО, как оказалось, воз и маленькая тележка. Как попросил делегации стран-претендентов на членство в Альянсе покинуть зал заседаний, поскольку обсуждаемая тема касается лишь самих членов блока.
Этого случая достаточно, чтобы понять: основная составляющая механизма НАТО – это не максимальное продвижение на Восток, и не территориальное расширение Альянса за счет государств, имеющих более или менее выгодные геополитические координаты.
Много НАТО из ничего: зачем Армению силком толкают туда, где ее не ждут>>
Сегодня основная принципиальная составляющая действующего механизма НАТО – это финансы.
Следуя логике американского президента, олигарха Трампа, главное – самоокупаемость проекта, в который приходится вкладывать тем больше денег, чем шире территорию хочет охватить НАТО.
"Когда-нибудь" – ключевое слово для Украины и Грузии
И в этом плане сразу же становится понятным – Соединенные Штаты на нынешнем этапе вовсе не горят желанием включать в состав Альянса государства, у которых годовой объем ВВП (внутренний валовый продукт), образно говоря, с гулькин нос. Государства, у которых имеются серьезные территориальные претензии к соседям и неурегулированные проблемы внутри страны, готовые в любую секунду вылиться в гражданскую войну.
Геополитика – это, конечно, важный компонент современного цивилизованного мира, однако делать серьезные финансовые ставки на проекты, которые не гарантируют быструю самоокупаемость, – на это бизнесмен Трамп не подписывался.
Именно поэтому топ-менеджер и главный инвестор проекта НАТО (так сам Трамп себя позиционирует, и кто бы спорил) попросил удалиться из зала заседаний представителей Украины и Грузии.
И поэтому сразу же "взял в оборот" крупных натовских инвесторов, в первую очередь Германию, у которой мощная экономика и, соответственно, внушительный ВВП. Только так можно сократить общие траты на проект и повысить, как говорится, его ликвидность.
А необдуманное расширение зоны влияния без подсчета финансовых рисков – это уже сплошные убытки, на которые при Трампе Америка не пойдет ни в коем случае.
"Кинжал" на границе: на острие геополитического противостояния ОДКБ и НАТО>>
Другое дело, что менеджеры проекта "Североатлантический альянс" классом и статусом пожиже Трампа (например, генсек НАТО Столтенберг) будут все время говорить Киеву и Тбилиси, что те обязательно станут полноценными членами военного блока.
Только вот когда – не совсем понятно. В частности, в Брюсселе Столтенберг сказал, что когда-нибудь эти страны войдут в Альянс. Здесь ключевое слово – "когда-нибудь".
То есть это зависит от множества обстоятельств. В первую очередь, от того, как будут складываться отношения Альянса с Россией, из-за которой, собственно, и стремятся Украина и Грузия вступить в НАТО в качестве полноценных партнеров.
Только кажется, что в ближайшие десятилетия дружить с кем-нибудь "против России" захочется далеко не всем членам НАТО. А в дальнейшем их будет еще меньше.
А ведь несогласие хотя бы одного из полноценных членов НАТО – это уже непреодолимая преграда для включения в Альянс любой новой страны.
НАТО нужны не полноправные члены, а потенциальные соискатели
Вот и получается, что военному блоку необходимы не новые члены, а именно их стремление попасть "под натовский зонтик". Получается эдакое обоюдовыгодное сосуществование.
Те стремятся к тому, чтобы не самим о своей безопасности беспокоиться, а, перечисляя всего 1,5-2 процента небольшого ВВП в общий котел, пользоваться преференциями, которые полагаются полноправным членам НАТО. И руководства стран, стремящихся в Альянс, расписывают своим гражданам блестящие перспективы будущего.
НАТО собирается создать многотысячный резерв для "защиты" от России>>
Сам же блок, не принимая новых членов, пользуется всем, что ему необходимо, вплоть до территорий стран – претендентов на членство.
Хотите стать членом НАТО? Проведите на своей территории военные учения с привлечением всех и вся, как это каждый год предлагается Грузии. А сам Альянс подгонит несколько танков "Абраамс", парочку боевых вертолетов "Апач", другие виды бронированной техники.
Зато политическая составляющая сотрудничества будет на высоте: тут тебе и имидж партнера самой мощной военной организации, и довольные гости – участники учений из целого ряда соседних стран будут. Да и имидж самого НАТО будет на высоте, ведь учения проведены в непосредственной близости от потенциального противника – России.
Только вот следует понимать, что подобные политические маневры ни на йоту не приближают к вожделенному вступлению в блок. Так и будет Альянс кормить "завтраками" потенциальных соискателей, пользуясь их услугами и территорией.