Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Десятый раунд переговоров по Сирии в астанинском формате состоялся в Сочи. Главный вывод — война в многострадальной стране завершается, Добро победило Зло. И еще стало ясно, что территориальную целостность Сирии нарушить не позволят, а Джебхат ан-Нусру обязательно уничтожат на корню.
Анкара недовольна: война закончена, всем спасибо
Турция очень старалась взять под свое крыло хотя бы часть боевиков, скопившихся в "турецкой" зоне деэскалации (провинция Идлиб). Однако окончательный вердикт, вынесенный по результатам сочинских переговоров, озвучил сегодня спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев.
И вердикт этот звучал следующим образом: "Работа с этой структурой (речь о Джебхат ан-Нусра) по отделению умеренных оппозиционеров может быть продолжена, хотя она относится к террористическим организациям, признанным ООН, и, соответственно, подлежит уничтожению".
Следует отметить, что выражение "подлежат уничтожению", не типичное в среде дипломатов, из уст Лаврентьева прозвучало. А это значит, что не сегодня-завтра кадровые соединения сирийской армии получат отмашку и начнут операцию по освобождению города Идлиб и одноименной провинции.
То есть турки, которые надеялись предотвратить военные действия против всякого скопившегося там террористического сброда, за столом переговоров проиграли.
Язык войны с Ираном: рискует Трамп, а потирает руки Нетаньяху>>
А ведь у Анкары был большой, очень большой соблазн растянуть взрывоопасную ситуацию в провинции на максимально долгое время. В надежде на то, что протурецкие боевые отряды (а их там великое множество, не считая туркоманов) сумеют закрепиться в зоне деэскалации так, чтобы уже потом их было бы невозможно вытеснить.
Однако еще одно официальное заявление Лаврентьева (уже конкретно по Турции) не дает туркам ни единого шанса.
Спецпредставитель российского президента высказался следующим образом: "…Нами всегда выставлялось определенное требование, что турецкие военнослужащие должны покинуть эти территории (речь о провинциях Африн и Идлиб) после завершения операции и выполнения своих задач. Мы будем настаивать, что, когда будут созданы условия для безопасного существования в этих районах мирного населения, турецкие военнослужащие должны будут их покинуть".
Образно говоря — война закончена, всем спасибо. И турецкие войска, которые тогда взяли определенные обязательства по обеспечению стабильной ситуации в этих районах, должны будут уйти сразу после того, как туда начнет возвращаться гражданское население.
Фактически, ни квадратного метра сирийской земли Турции не отломится — это было ясно уже несколько месяцев тому назад. А прошедший в Сочи десятый раунд переговоров в астанинском формате это утвердил уже на дипломатическом, межправительственном уровне.
Тель-Авив получил достаточно преференций, но требует еще больше
Однако не следует забывать, что на сирийской арене кроме Анкары есть еще один игрок, которого не устраивает сложившаяся ситуация. Тель-Авив надеялся на свои серьезные преференции на конечном этапе войны.
Но Израиль (именно о нем и идет речь), в отличие от Турции, сегодня обостряет ситуацию в многострадальной стране вовсе не исходя из каких-то территориальных претензий.
С израильскими территориальными претензиями (те же Голанские высоты) мировому сообществу еще предстоит помучаться на политических подмостках.
Сегодня у Тель-Авива другая головная боль: иранские военные-инструкторы и проиранские добровольческие шиитские отряды, которые победили в Сирии. И Иран от доставшихся ему в качестве победителя преференций отказываться не собирается.
Они же не исчезли, не растворились в воздухе. Они просто ищут в регионе места для приложения своих сил и тех, кто бы за это заплатил. А готовых платить за подобные вещи всегда в избытке.
Руководство Израиля все еще категорически отказывается смириться с тем, что проиранские силы хотя бы в среднесрочной перспективе останутся в Сирии. Однако формулировки, которыми сыпал в Сочи Лаврентьев, альтернативы израильтянам не оставляют.
Во-первых. "Иранцы отошли (от линии разграничения на Голанских высотах), и прошиитских формирований там нет. Может быть, есть отдельные советники в сирийской армии, но объектов тяжелой техники и вооружений, которые могли бы представить угрозу Израилю, на расстоянии 85 километров от линии разграничения нет", — сказал Лаврентьев.
А потом добавил, что иранцы находятся в Сирии легально, однако для Тегерана вовсе не принципиально держать позиции именно на территориях, прилегающих к государственной границе с Израилем.
То есть, сейчас территории, прилегающие к Голанским высотам, контролируются исключительно сирийскими военными. А это значит, что Израиль не имеет никаких оснований проводить военные операции на сирийской территории.
"Мы очень рассчитываем, что Израиль воздержится от дальнейших силовых актов против проиранских подразделений, которые находятся на территории Сирии", — сказал Лаврентьев.
Дамаск готовится к новым боям на фронтах как военных, так и дипломатических
И если формулировка сама по себе звучит достаточно мягко (можно сказать, дипломатически), то смысл сказанного имеет серьезный подтекст. Если поводов для ударов по Сирии у израильтян нет, а они все-таки будут продолжать военные операции, то разбираться стороны уже будут на политических подмостках.
Тем более что Дамаск уже направил письмо в Совет безопасности ООН и генеральному секретарю ООН, в котором просит разобраться с атаками Израиля по территории Сирии.
А по большому счету война в Сирии, кажется, неуклонно идет к своему завершению. И это несмотря на то, что на сирийской арене огромное количество игроков недовольно тем, какой расклад вырисовывается.
Кому-то была нужна нефть и логистика для энергоносителей (Запад). Кто-то рассчитывал разжиться территориями (Турция, Саудовская Аравия). Кто-то надеялся под шумок раз и навсегда обеспечить гарантии безопасности для территорий, которые были завоеваны в свое время (Израиль, Голанские высоты).
Однако последовательная работа на всех фронтах (и на военном, и на дипломатическом) Дамаска, Тегерана и, самое главное, Москвы сегодня уже дает надежду, что территориальная целостность (да и сама государственность) Сирии в итоге будет спасена.
Во всяком случае, в сегодняшнем выступлении Башара Асада говорится: "…Сирия смогла восстановить безопасность и стабильность на подавляющем большинстве территории страны — от Хомса до Алеппо, от Каламуна до Сирийской пустыни, от Восточной и Западной Гуты до Пальмиры и Дейр-эз-Зора, там, где ранее были террористы".
Кажется, наступает время, когда Дамаску необходимо будет задумываться об освобождении территорий по всему левобережью Евфрата, начиная от провинции Манбидж (север) и заканчивая Дейр-эз-Зором (юго-восток).