Вопрос: что общего у знаменитого американского актера Сильвестра Сталлоне и выдающегося армянского ученого Сергея Амбарцумяна? Ответ: и первого, и второго объявляли скончавшимися. Как тот, так и другой, будучи в полном здравии и хорошем настроении, к вести о своей кончине отнеслись спокойно — и это еще один момент, объединяющий мало чем похожих людей.
С Сергеем Александровичем Амбарцумяном, тогда ректором Ереванского университета, было так. Проснувшись ранним утром, академик удивился чрезмерно частым телефонным звонкам, но еще более голосам, в которых определенно звучала настороженность. Звонившие с тревогой справлялись о здоровье, задавали пару ничего не значащих вопросов и спешно вешали трубку. Несколько озадаченный происходящим ректор прибыл в свой университет, где секрет телефонного переполоха перестал быть секретом.
"Поклонитесь Масису": как мама Андрея Миронова получила полный чемодан армянских туфель>>
Дело оказалось в том, что одна из газет, которым как ни странно тогда верили, опубликовала некролог о кончине Сергея Александровича Амбарцумяна, полного однофамильца академика, но не более того. Ничего особенного, если бы поминальный текст не был сопровожден вставленной в текст фотографией здравствующего ректора. Это, конечно, было уже слишком…
Что делает человек, оказавшийся в таком положении? Правильно. Он сильно обижается (порой очень сильно), требует опровержений, грозит кому надо судом и осыпает, кого не надо, проклятьями. Как поступает человек, если он мудр? Не придает ляпу особого значения (ляп — он и есть ляп). Во- вторых, когда тебе за семьдесят, на многое уже наплевать. В-третьих, если человек не просто мудр, а еще и ироничен, то садится писать "автонекролог". Тем, кто не читал как метр науки прощается с самим собой, настойчиво рекомендую — будет, о чем подумать.
Их в мире двое — Сиборг и Оганесян: как открывали "армянский" элемент таблицы Менделеева>>
Автору повезло, он читал. Более того, оказавшись в гостях у академика, признанный в мире научный авторитет в области механики деформируемых сред, показал свои картины маслом.
Меня, не механика и даже не искусствоведа, академическое живописание удивило прежде всего неожиданностью самовыражения, в лишний раз убедившей: талантливый человек талантлив во всем — от поиска национальной идеи до разведения кактусов.
Не стану перечислять названия картин и отвечать, на "что этим хотел сказать художник?". То, о чем академик-живописец говорит, рисуя на холсте, объяснено в прилагаемом к альбому автонекрологе. Большей частью в виде афоризмов.
Слушайте. "Уходя, не гасите свет". "Человек силен, если он опирается на родню землю". "Время, отпущенное каждому для жизни на Земле, ограничено, но достаточно для любви, творчества и свершения больших дел". "Чтобы долго и молодо жить, надо уметь правильно стариться, неустанно творить и никому не завидовать". И еще многое другое от мудрого человека, которому до сегодняшнего дня было девяносто восемь….