Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Выжидательное отношение Европы и США к результатам "бархатной революции" проявилось еще в ходе визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Брюссель и отразилось в реакции западных дипломатов и чиновников. Затем последовала инициатива нормализации отношений с Турцией без предусловий — и снова почти что молчание.
Факт того, что Европа и США не поспешили принять на ура "бархатную революцию" в Армении, был мотивирован западной стороной весьма логично и прагматично. Если упростить высказывания европейских и американских чиновников и дипломатов, то их реакция укладывается во фразу: "Вы работайте, а мы посмотрим, что у вас получится, там и решим". Теперь приходится работать.
Потом прозвучало обращенное к Турции предложение премьера Пашиняна о готовности Армении к нормализации отношений с западным соседом без предусловий. Ничего нового в таком предложении нет, это повтор тезисов "футбольной дипломатии", начатой было экс-президентом Сержем Саргсяном, но бесславно почившей в бозе. Важно было сейчас повторить армянскую позицию, продемонстрировав тем самым неизменность подходов Еревана.
Армяне больше всех подвергаются нападкам в турецких СМИ — доклад>>
Официальная Анкара, в отличие от турецких СМИ и отдельных ораторов, практически не отреагировала на этот мессидж новых властей в Армении, таким образом подтвердив незыблемость позиций Турции. Правда, спустя некоторое время спикер турецкого парламента Бинали Йылдырым произнес довольно интригующую фразу по этому поводу.
"Если Армения отступится от неверной позиции в отношении нашей территориальной целостности и границ, если она захочет открыть новую страницу, мы можем ответить взаимностью", — так выразился Йылдырым.
Интриги тут целых две, и в первую очередь бросается в глаза отсутствие упоминания о Карабахе — известное отношение Турции к конфликту давно стало заклинанием, используемым в подобной тематике, а тут вдруг молчок. Не то, чтобы проблема вдруг, в одночасье, перестала волновать Анкару. Нет, конечно. Просто, видимо, у Анкары в этой связи есть опасения иного плана, отодвигающие на задний план даже карабахский вопрос.
Дело ведь в том, что Ереван никогда, ни при каких президентах и премьерах, не озвучивал никаких территориальных претензий к Турции. Поэтому заявление Йылдырыма прозвучало очень странно, и пришлось ждать прямых или косвенных разъяснений.
"Ни куруша": министр юстиции Турции не боится санкций США>>
Ждали недолго, разъяснения последовали косвенные. То тут, то там в турецких СМИ стали появляться материалы, в которых утверждалось, что за недавними внутриполитическими катаклизмами в Армении стоят влиятельные внешние силы, управляемые могущественной армянской диаспорой. Для придания особой весомости этим суждениям эти публикации зачастую сопровождались ссылками на источники в турецких спецслужбах — как правило, анонимные.
Тема турецкой стороной раскручивалась по нарастающей: поскольку, по утверждениям СМИ Турции, в новом правительстве Армении широко представлены люди, связанные с финансируемыми Западом фондами и организациями, то Ереван, быть может, подпадет под западное влияние, а значит, усилится воздействие диаспоры на политику Еревана. А поскольку понятие "армянская диаспора", на турецкий взгляд, сплошь состоит из "территориальных притязаний" к Турции, то и делается вывод, что недалек тот час, когда Ереван предъявит претензии по "Великой Армении" или, как минимум, на Арарат.
Эти опасения, конечно, проистекают из курдского фактора — проблемы, которую туркам не удается решить. Фактор этот осложняется ухудшающимися на глазах отношениями с США: поступила информация, что Вашингтон фактически уже ввел санкции против Анкары по поставкам американских истребителей. И ничего, что соответствующий указ еще должен подписать президент: опасность ведь нависла недвусмысленная.
На этом фоне в Анкаре, видимо, полагают, что США могут использовать армянский вопрос для укрощения строптивого президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Как на деле может быть это обставлено, представить невозможно: военным путем Армения земли не вернет даже при желании, да и США не станут тягаться с Турцией мощью, поскольку последствия непредсказуемы. Ни по какому вопросу и никогда.
Пастор вконец рассорит Трампа и Эрдогана? Скандал в отношениях США и Турции разгорается>>
Но извечные страхи наследников османов прорываются наружу: даже осознавая невозможность практической реализации "территориальных претензий", в Анкаре боятся самого факта их озвучивания. И курдов боятся, хотя они тоже не в состоянии военным путем добиться желаемого. Так бывает, когда кто-то позарился на чужое и, несмотря на то, что "чужое" под семью замками, на душе все равно тревожно — а вдруг явится хозяин, придумает что-нибудь и отберет?
И тут возникает парадоксальная (но лишь на первый взгляд) мысль: несмотря на членство в НАТО и безусловную прозападную ориентацию, Турцию на сегодня более чем устраивает пророссийский вектор Армении. Анкара с гораздо большей охотой принимает сотрудничество по армянскому вектору с Россией, нежели с Западом, при этом даже осознавая практическую невозможность (по многим причинам) переориентировки этого вектора.
Но осознание этого отступает в глубину официальной турецкой души, когда возникает пусть даже параноидальное допущение "территориальных претензий" со стороны Армении. И ведь настолько сильное воздействие имеет это допущение, что чиновники из Анкары даже забывают о заклинаниях по карабахской теме.