Антон Курилкин, Sputnik
В полуфинальном заезде участвуют сразу три экипажа от каждой страны — после прохождения полного круга трассы танкисты бегут стометровку, передавая эстафету следующему экипажу.
Танк – эстафетная палочка
Каждый экипаж должен поразить восемь мишеней – три условных танка, троих условных гранатометчиков, вертолет и расчет противотанкового управляемого снаряда (ПТУР).
По сравнению с индивидуальными заездами первого этапа, в полуфинале условия стрельбы гораздо тяжелее – танки нужно поражать на ходу, гранатометчики выскакивают внезапно, а стрельба по вертолету и ПТУР проводится на одном рубеже и на их поражение отводится всего 20 патронов для крупнокалиберного пулемета.
Жестче и условия отбора – если в полуфинал прошло 12 команд из 24, то в финальном заезде примет участие только четыре экипажа.
По итогам жеребьевки, команде Армении достался зеленый цвет и первый вариант прохождения трассы — сначала скоростной этап, затем стрельба из пушки, на третьем рубеже нужно поразить из зенитного крупнокалиберного пулемета вертолет и ПТУР, а на заключительном круге – расстрелять гранатометчиков условного противника.
Соперники команды – Россия, Монголия и Венесуэла проходят трассу в другом порядке, поэтому промежуточные итоги многие зрители подводят только после смены экипажа.
Первый экипаж
После стартового горна экипажи бросаются по своим местам и четыре машины одновременно выходят на трассу, вызвав небывалый зрительский ажиотаж – многие бросаются снимать начало заезда на мобильные телефоны и военной полиции приходится отправлять болельщиков на свои места.
Пока зеленый танк команды Армении поднимает столбы пыли на скоростном этапе трассы, первый российский экипаж успевает попасть по двум танковым мишеням, а Венесуэла демонстрирует мастер-класс по стрельбе из спаренного с пушкой пулемета и разносит в щепки все три мишени, изображающие гранатометчиков.
Монголам же на красном танке не удается попасть из крупнокалиберного пулемета на башне по вертолету и расчету ПТУР, и они отправляются на штрафные круги.
В это время армянский экипаж заканчивает первый круг и проезжает перед трибунами. Рeв танкового двигателя в несколько сотен лошадиных сил практически заглушается криками поддержки.
Вскоре зеленый танк приезжает на первый огневой рубеж и солдаты в черных комбинезонах быстро загружают в машину тяжелые снаряды для пушки.
Машина трогается с места, раздается выстрел – и в первой мишени остается аккуратное круглое отверстие совсем рядом с габаритом. Вторую мишень танкисты поражают прямо в центр, но третий снаряд ложится мимо – а это значит, что придется тратить время на штрафной круг.
Трибуны, несмотря на промах, ликуют – солдаты-срочники из Армении, которым по 19 лет, выступают на уровне профессиональных экипажей из других стран, а команда активно борется за выход в финал.
Однако на третьем круге командир зеленого танка промахивается и по вертолету, и по расчету ПТУР и разрыв с лидером заезда, российским экипажем, увеличивается.
Объясняется это двумя факторами – за рычагами управления танком с флагом России сидит механик-водитель, который на первом этапе разогнал танк до 77 километров в час (хотя максимальная скорость машины всего семьдесят), а командир танка попал по мишеням и экипажу не пришлось тратить время на штрафные круги.
Армения и Кыргызстан встретились на поле боя: чей танк пришел первым?>>
На последних кругах отрыв сократить не удается из-за промаха по одной из трех мишеней, изображающих гранатометчиков. Когда российские экипажи уже меняются местами, зеленый танк с флагом Армении только выезжает на последний круг.
По итогам работы первых экипажей на первом месте с большим отрывом идет российская команда. За второе место напряженно борются Монголия и Армения – если монгольская команда делает ставку на скорость прохождения и не особо выкладывается на стрельбе, то армянский экипаж тщательно целится и стремится пройти все огневые рубежи на отлично.
Однако отстреляться точно не получилось – из 8 мишеней первый экипаж Армении поразил только 4.
Неудачи – валом
Второй экипаж Армении сразу после старта отправляется на штрафную стоянку – они сбили ограничительный столбик перед колейным мостом. По правилам за это полагается остановка на штрафной стоянке и выполнение норматива номер один – осмотр танка.
Вскоре после этого комментатор соревнований объявляет, что экипаж принял решение сменить танк. На это тратятся драгоценные минуты времени и монголы, по-прежнему стабильно стреляющие мимо мишеней (им удалось попасть меньше чем по половине целей), закрепляются на втором месте за счет лихой езды.
Из-за непонятной технической проблемы экипаж Армении получает три штрафных круга за стрельбу из пушки – команда не уложилась в отведенные на выполнение упражнения четыре минуты и вызывает техническую поддержку.
К тому моменту, когда инженеры все же смогли исправить неисправность, армянская сборная оказывается в опасном положении – венесуэльцы улучшили свой результат по времени и хорошо отстрелялись, поразив почти все мишени.
Отбросить венесуэльцев и помочь догнать монголов может меткая стрельба – но попасть ни по вертолету, ни по расчету ПТУР командиру второго армянского экипажа не удается.
Ситуацию частично исправляет последний огневой рубеж – наводчик-оператор ловко разносит в щепки всех трех условных гранатометчиков из пулемета и команда Армении выходит вновь на второе место по стрельбе, но вскоре уступает венесуэльцам несколько очков – экипаж боливарианской республики очень хорошо стреляет и из пушки, и из пулемета.
Болельщики, однако, не теряют надежд и горячо поддерживают своих. Причем болеют все по-разному — монголы свистят, армяне и венесуэльцы скандируют кричалки, а россияне одобрительно гудят, а кто-то даже стучит в барабаны.
Самые стойкие болельщики
Первыми на финиш приходят россияне – они прошли трассу чуть меньше, чем за полтора часа и промазали в итоге только по одной мишени. После их триумфальной победы большая часть зрителей покидает трибуны. Вскоре финиширует и монгольская команда – они попали всего по 5 мишеням, но механики-водители гнали танк по трассе практически с максимальной скоростью и за счет этого им удалось прийти вторыми.
На третьем месте уверенно держатся венесуэльцы – они, пусть и отстали от первых двух команд, да и первый экипаж выступил у них далеко не блестяще, поразили двенадцать мишеней и не тратили время на замену машины.
Третий армянский экипаж из всех сил старается нагнать лидеров, но из-за несколько обидных промахов и ошибок, ситуацию исправить не удается.
Болельщики, завернувшись в флаги, дожидаются пока команда финиширует и радостными криками встречает высунувшихся из машины танкистов.
К уже сидящим на трибунах членам первых двух экипажей периодически подходят и зрители, и офицеры – и по обрывкам разговоров и интонаций слышно, что ребят не ругают, а наоборот, ободряют и пытаются хоть немного поднять им настроение.
Скорее всего, в финал сборной Армении пройти не удастся – весь маршрут они прошли чуть меньше, чем за два с половиной часа и попали только по девяти мишеням из 24. Однако окончательный результат полуфинала судьи объявят после осмотра решений и заседания судейской коллегии — и, скорее всего, результат команды изменится в лучшую сторону.
Впрочем, девятнадцатилетние солдаты и сержанты срочной службы из Армении выступили лучше большинства профессиональных, отдавших много лет службе, танкистов из других стран и сумели пройти сложную эстафету полуфинала.