Во всем цивилизованном мире брак — вопрос исключительно личный. Но только не здесь. Не в Армении. Здесь твое одиночество (даже добровольное) — проблема мам, пап, дедушек, бабушек, соседки Клавдии, свата Вараздата и даже продавщицы Римы. Любой может задать самый неудобный вопрос в самый неподходящий момент.
И, кажется, никто не задумывается о том, что личное пространство — это слишком интимно, и каждый выбирает для себя сам, что считать нормой существования. И что именно выстраивание личных границ — первый шаг к умению нести ответственность за свой выбор — осознанный.
Но если совсем начистоту, то все мы уже давно привыкли к постоянному и грубому вторжению в то самое личное пространство, чаще всего сопровождающееся вопросам в стиле "когда замуж?".
Кто оставил Россию с носом Фрунзика: история узбека с кровью, попорченной армянкой>>
Хуже всего та настойчивость, с которой все вокруг пытаются наставить тебя на путь истинный. Вдруг дяденьки и тетеньки вспоминают о том, что в Армении средний брачный возраст у мужчин — 27-29 лет, а у женщин — 24-25. Оказывается, даже если ты родишь прямо завтра, это все равно уже слишком поздно, просто ты этого не осознаешь и живешь как ни в чем не бывало.
Сразу припоминают, вон, мама то в 19 уже меня родила, а у тети в 27 было трое детей. А потом обязательно проводится генетический анализ: в кого, мол, такая бестолковая пошла. В роду до шестого колена таковых, естественно, не находят, и вина традиционно ложится на времена и нравы. Ну а финальный нокаут наносит бабушкин упрек типа "сыновья твоих одноклассниц скоро пойдут в армию".
Но и это терпимо. А вот что действительно невыносимо, так это постоянное сватовство.
На днях была в гостях у друга. Как всегда, большая компания, почти все с подружками или женами. Два стола – один большой, персон на 20-25, другой поменьше — для детей, как в недалеких девяностых.
"Женатиков" рассадили за большой стол, ну а нас, одиночек, за маленький. Видимо, чтобы нетворкинг состоялся.
Обо мне хорошо позаботились: за столом была я и несколько потенциальных женихов. К концу вечеринки мы подружились и уже сами стали нарушать личные границы, расспрашивая о причинах одиночества – менталитет же не победить.
Оказалось, что парни намного романтичнее и пытаются найти ту единственную, которая будет любить. И рожать. Да, есть и социальный фактор, но в этот день женихов мне подбирали, учитывая все нюансы — чтоб и красивый был, и богатый и умный.
Брачный договор: как Католикос Хримян Айрик помогал врачам бороться с сифилисом в Армении>>
Казалось бы, вечер прошел и все, но не тут то было. В последующие дни все участники торжества — мои дорогие благодетели, буквально наперебой кинулись с распросами: "ну как, приглянулся кто?". А после покачивания головой, символизирующее отрицание, начинали причитать и рассказывать, как под копирку, уже набившую оскомину историю про то, как сложно в одиночестве встречать старость.
Позже одна из моих подруг проболталась, что муж то ей давно надоел, другая знакомая вспомнила о ворчливой свекрови, третья рассказала о проблемах со снохой, четвертую ревность съедает, пятая только начала встречаться и ее пока все устраивает.
Но в итоге все все равно резюмируют одной и той же не слишком новаторской сентенцией – замуж выходить надо.
И аргумент у всех один — и железобетонный: так делают все!
Задумываешься об этой "уравниловке" и становится интересно, когда, наконец, наши люди наиграются в эти "смотрелки на других" и будут жить для себя, своим счастьем, своими проблемами.
Наверное, не в этом столетии. A жаль!