Активисты и члены инициативы "Привет, Роб" во вторник сорвали в ереванском бизнес-центре "Эребуни-плаза" пресс-конференцию освобожденного накануне из-под ареста второго президента Армении Роберта Кочаряна. Это событие вызвало ожидаемый всплеск эмоций в соцсетях и бурные отклики заинтересованных сторон.
Собственно, тот факт, что пресс-конференция была сорвана противниками освобождения экс-президента, должен бы восприниматься как нормальный демократический процесс. Мало ли чьи пресс-конференции срываются на планете чуть ли не ежедневно, и редко такие события становятся поводом для столь горячего выражения накаленных эмоций, как произошло во вторник в Ереване.
Причины столь разгоряченного отношения ясны: общество само находится на пике страстей, нервы на взводе, и такое состояние в определенной мере подогревается искусственно.
Генпрокуратура Армении намерена обжаловать решение Апелляционного суда по делу Кочаряна>>
И это тоже объяснимо — никакая революция, даже самая "бархатная", не может происходить и продолжаться в атмосфере не то чтобы равнодушия, а с сохранением представителями общественности трезвости, холодного расчета. Тем более, учитывая характерные для армян нетерпеливость и максимализм.
Именно поэтому постараемся проанализировать ситуацию без эмоций. И, если смотреть объективно, то имели место нормальные для демократического общества процессы: одна судебная инстанция постановила взять бывшего чиновника под арест, а другая — апелляционная — удовлетворила ходатайство адвокатов обвиняемого и, не найдя оснований для заключения под стражу, решила его освободить.
Дальше, в нормальной ситуации, предполагается рассмотрение судом жалобы прокуратуры — все, как положено. Нет бы дождаться естественного исхода событий, тем более с декларированным отсутствием любого давления на суды.
Но нет: группа противников Кочаряна решила сорвать его встречу с журналистами.
Повторюсь, срыв пресс-конференции сам по себе ничем экстраординарным не является, а был ли при этом нарушен общественный порядок или нет, пусть выясняют те, кому положено. Это обстоятельство не имеет никакого отношения ни к власти, ни к Кочаряну.
Пашинян пригрозил: кто встанет на пути революции, окажется на свалке истории>>
К ним — к властям и второму президенту — имеют отношение другие нюансы.
Вот, например, такой. Если бы сорвавшая "прессуху" группа граждан собралась стихийно и эти граждане не были хорошо знакомы широкой общественности, то и речи бы не было, скажем так, о не совсем естественном процессе.
Дело даже не в активисте Вардгесе Гаспари, одно только присутствие которого придает любому мероприятию солидную дозу несерьезности.
Дело в том, что среди самых активных выделялись соратники и сподвижники премьер-министра Армении Никола Пашиняна, сопровождавшие его буквально на всех массовых акциях. Их роли, должности и имена известны всем, кто хоть немного интересовался событиями последних месяцев.
А еще такой факт: возраст многих манифестантов свидетельствует, что о годах президентства Роберта Кочаряна они могут судить только с чужих слов и нет гарантий, что оценки эти были объективны.
"Хочет высказаться, пусть выйдет в лайв": активист дал совет Кочаряну>>
И вот получается, что манифестанты, как ни парадоксально, сыграли на руку своему противнику, подставив новые власти и лично премьера. Потому что теперь сам второй президент и его сторонники во всеуслышание заявляют о нарушении права на свободу слова, грубом давлении, нетерпимости к инакомыслию и о прочем в том же духе. И, честно говоря, непонятно, как эти обвинения будут отпарированы.
Ясно, что Роберт Кочарян без проблем найдет трибуну для озвучивания своей позиции — телеканалы, пресса, наконец, те же прямые включения в Facebook. На дворе все-таки XXI век, и возможностей для самовыражения хоть отбавляй.
То есть срыв пресс-конференции был затеян не для того, чтобы вообще не дать Кочаряну выступить. А для чего же тогда? Вот на этот вопрос ответить не так просто.
Очевидно, что в большой степени новой власти оказана самая настоящая медвежья услуга. Она, новая власть, декларировала реальную свободу и равенство всех перед всеми, а в итоге ее же активисты становятся препятствием для реализации этих свобод. Пусть и не очень сильно, рейтинг Кочаряна в обществе вновь повысился — после того, как он пошел вверх на фоне его ареста и последующего освобождения.
Активисты начали сбор подписей против освободившего Кочаряна судьи Азаряна>>
Так в чем же была цель акции по срыву пресс-конференции? По горячим следам не удается найти ответ, укладывающийся в рамки здравого смысла.