ЕРЕВАН, 21 авг — Sputnik. Замосць, один из красивейших городов Польши, создан по замыслу Яна Замойского. Гетман был одним из богатейших людей в Речи Посполитой. Но не только. Был он большим знатоком философии и искусным оратором. По его заказу, архитекторы-итальянцы спроектировали город как воплощение утопий об идеальном обществе.
Идеальным общество, конечно, не стало, но буржуа, обосновавшиеся в городе, гетмана все же не посрамили: заботились они не только о кошельке, но и об эстетике.
Один из красивейших домов в историческом центре Замосци был выстроен в 1645-57 годах для Базиля Рудомича, ректора городской Академии. Здание выстроено в стиле польского Ренессанса, с характерными аркадами и высокими чердачными этажами. Такой стиль в городе называют армянским, а дома эти стоят на улице, которая и поныне зовется Ulica Ormianska. В городе таких зданий осталось пять.
В то время армяне были экономической элитой региона, они разбогатели на торговле восточными товарами. Достатка своего они не скрывали и любили раскошеливаться на свои дома. Поэтому их сразу было видно издалека, и для остальных горожан они сразу становились достопримечательностями, отмечает в интервью газете Rzeczpospolita Урсула Фидецка, написавшая книгу "Армянские особняки в Замосци".
Особенно армяне любили декоративную лепнину по всему фасаду, причем, сюда привносились национальные мотивы.
"С собой они привезли традицию стенных орнаментов, изображающих переплетение растений. К этому добавляли и животные символы: дракона или льва, стоящего на задних лапах", — говорит она.
Ярче всего такой стиль виден на здании "Особняк под ангелом". Выстроили его для армянского купца Габриэла Бартошевича.
И что же было в этих домах?
Профессор Рудомич тоже был инородцем: по происхождению он был литовец. А по укладу жизни очень походил на армян: был семейным, набожным, а вдобавок и предприимчивым. Приехав в Замосць, он выучился в местном университете на нескольких факультетах. Как истый представитель эпохи Возрождения, он был и врачом, и юристом, и богословом. А в частной жизни он был набожным католиком, примерным отцом пятерых детей.
"Мсье пять процентов": как армянин Галуст Гюльбенкян создал одну из жемчужин Лиссабона>>
В этом доме он и жил с семьей, и принимал пациентов, а самым состоятельным даже предлагал платный ночлег с уходом и питанием — своего рода "больничную палату".
Не сидела без дела и жена профессора: она вела торговлю в мужниной аптеке и лавке пряностей. Разбогатев, Рудомич взялся и за прибыльное питейное дело. Причем, взялся широко: и давил вино, и гнал водку, и готовил солод.
На первом этаже здания был широкий зал, дальше — две крупные комнаты, кухня без окон (о прислуге особо не позаботились). На втором — жилые комнаты c альковами. А во дворе были колодцы с водой и конюшни.
В XVIII веке для города настали не лучшие времена. Спрос на восточные товары упал, а первенство в торговле армяне уступили евреям. Те и стали новыми обитателями армянских особняков. Но торговля была уже не прежней, поэтому на здания не наводили лоска — в них просто жили и торговали, как придется. Поэтому на чердачном этаже в доме Рудомича пробили окна, чтобы заселиться. А когда пришла пора чинить крышу, надстройку над чердаком просто разобрали.
По счастливой случайности, нацисты не разрушили эти здания. Может быть, потому, что город был окружным центром программы по колонизации. С этой целью от "лишних" наций город усердно "очищали".
Тайна особняка Юзбашева в Тбилиси: что скрывает дом нефтепромышленника-армянина>>
В июле 1944 года Красная армия освободила город и передала его властям Польши. В 1977 году был составлен план по сохранению исторического центра. Здания начали реконструировать в 1980-м, а в 1992-м исторический центр города признали наследием ЮНЕСКО. Теперь в трех особняках армянского стиля расположен городской музей.
А по соседству, в старом городе, армянская община хочет организовать мастерскую и выставочный зал армянских ювелиров, о чем мы уже писали.