Вместо айфонов и соцсетей: дети из армянского приграничья падают… и снова взлетают

Вдали от Еревана инструкторы-энтузиасты учат детей инженерии. Через пробы и ошибки дети осваивают аэродинамику, архитектуру и управление станками.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Чем отличались советские дети? За день они успевали то, на что другим нужна неделя. Простой восьмиклассник мог и "кусать" себе пальцы лобзиком, и растягивать гаммы на аккордеоне, и читать "Занимательную физику", и гонять в футбол. При этом совсем не выглядел загнанным вундеркиндом.

Сейчас таких детей встретить все сложнее. Времени хронически не хватает уже и школьникам (если спросить их самих). Но оказалось, встречаются еще дети, у которых есть время на довольно странные занятия. Вот они – в далеком от Еревана Иджеване и приграничном селе Айгеовит.

Судите сами: вместо того, чтобы играть на айфоне в шарики или сидеть в соцсетях, эти дети собирают каркасы из деревянных спиц, натягивают на них крылья из полиэтилена и пробуют запустить. Потом снова собирают и снова запускают. И так по нескольку часов. В промежутках читают сайты по авиамоделизму.

Школьная инженерная лаборатория ArMath города Иджеван

"Сначала мы приняли несколько десятков человек и никому не говорили "нет". Мы хотели, чтобы ребята сами поняли: это – для них или нет", — говорит ведущий инженерного кружка "Армат" в Тавушском региональном колледже в Иджеване Ованес Бегларян.

Остались те, кто решил: это – для них. Зато теперь их из лаборатории никакими тусовками не выманишь.

Прошло всего несколько занятий, и у ребят взлетела первая "птица". Разогнали ее с туго натянутого резинового жгута. Потом решили: пусть летает сама, на моторе. Начали изучать двигатели и пропеллеры.

На новые высоты птица пока не поднялась. Ребята, которые ее собирали, ушли служить в армию. Вот птица и ждет. Вернутся ее хозяева, тогда она и взлетит по их "волшебному слову" и с их рук – не волшебных, а простых деревенских, загорелых и в царапинах.

Ведь почти все в этом кружке из сел, только один городской. А одна из девушек приезжает сюда за 25 километров, из села Гош, откуда транспорт почти не ходит. Только теперь она отправилась работать в соседний Дилижан, хотя и школу еще не окончила. Лишь бы в дом что-то принести, чтобы родителям стало чуть легче. А сможет успевать в кружок или нет, пока неясно. А вот легко родителям с этим свыкнуться или нет, ясно каждому. Но выход найдется, ведь рядом товарищи. А вместе и не из таких переделок выбирались.

Вот сломалась шестеренка в мясорубке дома у одного из ребят — вместе собрались и на 3d-принтере отпечатали новую. Посмотрите — работает лучше прежней. Конечно, денег от этого больше не стало. Но сделали ведь сами, и сделали вместе.

На последний конкурс 3d-моделирования в Ереване ребята привезли свою модель робота, которого нужно было тут же, по своему чертежу, изготовить на трехмерном принтере. С задачей справились. А дальше им выставили задание-экспромт: за несколько часов собрать пластмассовый мост. И чтобы был как можно легче, а груза выдерживал как можно больше.

В школе сопромат не проходят, архитектуру – тоже. Но на месте перечитав и "проглотив" все, что успели найти в интернете, ребята собрали на 3d-принтере свой мост. Держать его можно двумя пальцами, а вот выдержал он 8-литровый бачок с водой.

Воспитанники ArMath представили напечатанный на 3D принтере пластмасовый мост

В селе Айгеовит, за 200 километров от Еревана, у ребят еще все впереди. Семиклассники и восьмиклассники, они учатся гравировке по дереву и пластмассе на CNC-станке с компьютерным управлением.

Как успеть все: студент из Гюмри открыл свой стартап и учит робототехнике

Когда может, сюда наведывается из Иджевана уже знакомый нам Овик Бегларян (когда не может, все равно приезжает). А в остальное время инструктор, Алвард Геворкян, и школьники сами придумывают дизайн для рисунков, настраивают фрезы на станке и задают команды.

Вокруг села – леса, и у некоторых ребят папы держат в гаражах строгальные станки. Так что работу по дереву многие видели и "всерьез". Хотя чем у них, ребят, не всерьез? Вот вырастут и придумают к этим станкам свое программное управление. Или свои станки соберут, для топливных брикетов, чтобы деревья зря не рубить.

А пока возятся со своим маленьким станочком. Чтобы было на чем работать, несут из дома фанеру и ДСП, у кого что найдется. Фрезы у станка слишком тонкие, иногда не справляются: то застрянут, то лишнее вырежут.

"Ничего, мы уже сделали несколько сувениров. Вот продадим их, тогда купим тонкой фанеры. На ней все будет аккуратно и красиво", — говорит Алла.

Собрали ребята и робота, и управлять им научились через мини-компьютер. Только щупальце, которое переносит предметы, что-то никак не слушается. И ребята снова и снова над ним возятся. Сначала – в школу на уроки, потом – помочь родителям в поле или в саду. А потом – сюда. И на все времени хватает.

Школьная инженерная лаборатория ArMath деревни Айгеовит

…Тем, кто не поленился дочитать до конца, откроем маленький секрет. Все ребята, о которых мы рассказывали — обычные дети. Они не только работают и занимаются. Они и посмеяться любят, и поиграть. А чтобы вы в это поверили, посмотрите на игру, которую сделали ребята из Айгеовита. Сделали сами.