Арам Гарегинян, Sputnik Армения
В этом году виноградники Армении сильнее обычного пострадали от грибковых болезней. В основном – от милдью.
"В этом году можно было ожидать урожая на 30% больше, чем в прошлом, но из-за болезни он несколько сократится", — отмечает глава организации "Национальный центр вина Армении" Аваг Арутюнян.
Почему в этом году грибок распространялся интенсивнее обычного? Из-за теплой зимы, пояснил в беседе с корреспондентом Sputnik Армения замминистра сельского хозяйства Гарник Петросян.
"К сожалению, из-за этого развились условия для повышенной активности заболеваний и вредителей. Поэтому весной, еще не работая в министерстве и выступая как эксперт, я предупредил фермеров об опасности. Откуда она? Не было морозов и снежного покрова. Это и позволило вредителям успешно перезимовать", — пояснил Петросян.
"Армянское яблоко" для российского потребителя: что происходит на рынке абрикосов?>>
Вдобавок ко всему, в мае было относительно влажно, отчего грибок еще сильнее "обнаглел". Поэтому если обычно против милдью хватает оного-двух профилактических опрыскиваний, то в этом году нужно было повторять их раз в две недели.
Потери урожая от милдью хотя и будут, но не фатальные. Опаснее другой вредитель – филлоксера, которая уничтожает виноградники под корень.
Мы уже писали, что Араратская долина в Армении была одним из немногих регионов виноградарства, свободных от филлоксеры. Но в середине 2000-х она здесь появилась. Причем распространилась здесь не листовая, а корневая филлоксера, более опасная. На сегодня единственный способ борьбы с ней — это пересаживать виноградники на чужие корни (подвои), устойчивые к болезни. Правда, если виноградник растет на чужом корню, он и живет меньше, и плодоносит короче: не 50-60, а 30-35 лет. Тем не менее, пока это единственный способ сохранить виноградникам жизнь.
Армянского коньяка через 25 лет не будет — как республике не остаться в дураках?>>
Для этого продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) финансирует создание в Армении питомника устойчивых подвоев (в основном на американских сортах). Рядом с питомником уже разбит виноградник с коллекцией местных сортов (знаменитых "Арени", "Мсхали", "Кангун" и других). Агрономы будут наблюдать, как местные сорта приживаются на чужих корнях. Когда добьются успешных результатов, начнут продавать эти корни фермерам и обучать их прививке.
Правда, потребует она не только труда, но и денег (о чем мы тоже писали). Предположительно, один саженец будет стоить 500 драмов (чуть больше доллара). А на один гектар сажают более 2 600 лоз технических сортов (для вина и коньяка) и чуть меньше, если сажают столовые сорта. Но так или иначе, на один гектар потребуется минимум около двух тысяч долларов. И откуда-то фермеру придется их найти. Иначе никак: за несколько лет виноградник погибнет.
"К сожалению, нельзя исключать того, что виноградники будут укрупняться и собираться у состоятельных землевладельцев, которым по карману все эти работы", — отмечает Аваг Арутюнян.
Que bello: туристы "заценили" армянское вино в Ереване>>
Можно ли помочь небогатым фермерам осилить этот расход, хотя бы частично? В предварительный проект госбюджета на 2019 год такие расходы пока не включены. А помогать ли, кому и сколько, решат уже в следующем году, когда прививки испытают в действии – на виноградниках у сельчан.