Ваагн Айрапетян без "примесей", или Как армянский джаз удивил Путина — эксклюзив

26 августа знатоки джаза с нетерпением ожидают выступления на Международном джазовом фестивале Koktebel Jazz Party знаменитого пианиста Ваагна Айрапетяна. Музыкант, композитор, наставник молодых джазменов, заслуженный деятель искусств Армении, на прошлом фестивале он уже выступал на коктебельской сцене. При этом даже не уезжал из Еревана.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

На сцене в Коктебеле был организован видеомост с Ереваном. И музыканты в Крыму и в Армении показали публике высочайший класс, выступив вместе, но находясь при этом за 926 километров друг от друга. Пианиста Ваагна Айрапетяна "поймал" и разговорил корреспондент Sputnik Лев Рыжков. 

Чудеса на сцене

— В прошлом году всем запомнилось ваше выступление из Еревана. У вас был опыт виртуальных концертов?

— Нет, такое со мной впервые, чтобы играть через интернет из Еревана. Но это было очень круто.

— Технически все прошло без проблем?

— Проблем не было! И это очень странно. Мы ожидали самого худшего, но получилось хорошо. Мы подготовились к задержке звука. Но ее не было! Благодаря этим техническим чудесам сыграли вместе с коктебельскими музыкантами — Львом Собакиным, Яшей Окунем, Сергеем Головней. Был еще гость из Соединенных Штатов (его фамилию я сейчас не помню). С нашей стороны была ритм-секция, а также трубач и саксофонист.

"Голос бога" Дживана Гаспаряна – как мэтр исполнил мечту необычного поклонника дудука

— А вы знали, что на это концерт придет Владимир Путин?

— Знали. Не знали только деталей – будем ли мы в этот момент играть или подождем, пока он выступит, и только потом заиграем.

— Путин пришел, получается, как раз на вашем выступлении?

— Как раз вот в этот момент. Потом в прессе были заголовки, что армянские музыканты удивили Владимира Путина своим виртуальным выступлением. Он и сам сказал, что это очень интересная затея.

Шум прибоя – тоже джаз

— В 2014 году вы тоже выступали в Коктебеле.

— Это тоже был запоминающийся концерт, потому что я впервые выступал на берегу моря. Это очень необычно, потому что в основном джазовые фестивали мы играли под крышей. Во всяком случае, не у моря.

— А шум прибоя вам не мешал?

— Шум прибоя, наоборот, помогал! Если к нему относиться как к помехе, то это будет просто шум. Но если воспринять как часть музыки, то он и станет частью музыки.

Два поколения

— Ваагн, какую программу вы представите слушателям фестиваля? Будет ли она отличаться от той, что вы представляли в России?

— Недавно наш секстет выступал в Москве и Санкт-Петербурге в рамках программы "Дни культуры Армении в России". Специально для этих концертов я аранжировал народные произведения на джазовый лад. С нами выступали прекрасные армянские музыканты, в том числе Дживан Гаспарян со своим внуком.

Открытие ереванского джаз фестиваля

Но в Коктебеле будет сугубо джазовая программа. Мы представим как незнакомые композиции известных композиторов, так и наши собственные. На коктебельской сцене мы ппокажем несколько поколений армянской джазовой сцены.

— То есть выступите на одной сцене с молодыми музыкантами?

— Да. Из самых юных назову замечательного трубача Тиграна Арутюняна, которому всего девятнадцать лет. Выступит молодой барабанщик Арман Мнацаканян, которому скоро двадцать. Они – одноклассники, оба учились у меня, когда я преподавал джазовую импровизацию. Сейчас играют со мной. C нами будет молодой альт-саксофонист Давид Мелконян. Коктебель – это первый международный фестиваль, на котором эти ребята будут играть.

— А кто будет из старшего поколения?

— Старшее поколение представит тенор-саксофонист Арсен Нерсесян. Он долго жил в Москве и играл с московскими музыкантами. Он – мультиинструменталист. На этот раз покажет нам свое мастерство на тенор-саксофоне. И контрабасист Симон Долмазьян — представитель самого старшего поколения.

Артем Лалаян: мой джаз с армянским акцентом - такой, какой он есть - видео

Без пиротехники

— Что для вас джаз?

— Самая экологически чистая музыка. Без всяких химических примесей.

— Вы имеете в виду – стилистически выверенная?

Да-да. И стилистически. Джаз очень чист. Без химии, без лишних электронных элементов. И без лишних пафосных зрелищ. Это музыка для души и для ушей. Без пиротехники. В основном сейчас как делают? Мало музыки и много зрелища. И не потому, что так надо, а потому что музыки мало, и надо еще что-то добавить, чтобы было интересно. А джаз – для души. Он и есть душа.