На сцене в Коктебеле был организован видеомост с Ереваном. И музыканты в Крыму и в Армении показали публике высочайший класс, выступив вместе, но находясь при этом за 926 километров друг от друга. Пианиста Ваагна Айрапетяна "поймал" и разговорил корреспондент Sputnik Лев Рыжков.
Чудеса на сцене
— В прошлом году всем запомнилось ваше выступление из Еревана. У вас был опыт виртуальных концертов?
— Нет, такое со мной впервые, чтобы играть через интернет из Еревана. Но это было очень круто.
— Технически все прошло без проблем?
— Проблем не было! И это очень странно. Мы ожидали самого худшего, но получилось хорошо. Мы подготовились к задержке звука. Но ее не было! Благодаря этим техническим чудесам сыграли вместе с коктебельскими музыкантами — Львом Собакиным, Яшей Окунем, Сергеем Головней. Был еще гость из Соединенных Штатов (его фамилию я сейчас не помню). С нашей стороны была ритм-секция, а также трубач и саксофонист.
— А вы знали, что на это концерт придет Владимир Путин?
— Знали. Не знали только деталей – будем ли мы в этот момент играть или подождем, пока он выступит, и только потом заиграем.
— Путин пришел, получается, как раз на вашем выступлении?
— Как раз вот в этот момент. Потом в прессе были заголовки, что армянские музыканты удивили Владимира Путина своим виртуальным выступлением. Он и сам сказал, что это очень интересная затея.
Шум прибоя – тоже джаз
— В 2014 году вы тоже выступали в Коктебеле.
— Это тоже был запоминающийся концерт, потому что я впервые выступал на берегу моря. Это очень необычно, потому что в основном джазовые фестивали мы играли под крышей. Во всяком случае, не у моря.
— А шум прибоя вам не мешал?
— Шум прибоя, наоборот, помогал! Если к нему относиться как к помехе, то это будет просто шум. Но если воспринять как часть музыки, то он и станет частью музыки.
Два поколения
— Ваагн, какую программу вы представите слушателям фестиваля? Будет ли она отличаться от той, что вы представляли в России?
— Недавно наш секстет выступал в Москве и Санкт-Петербурге в рамках программы "Дни культуры Армении в России". Специально для этих концертов я аранжировал народные произведения на джазовый лад. С нами выступали прекрасные армянские музыканты, в том числе Дживан Гаспарян со своим внуком.
Но в Коктебеле будет сугубо джазовая программа. Мы представим как незнакомые композиции известных композиторов, так и наши собственные. На коктебельской сцене мы ппокажем несколько поколений армянской джазовой сцены.
— То есть выступите на одной сцене с молодыми музыкантами?
— Да. Из самых юных назову замечательного трубача Тиграна Арутюняна, которому всего девятнадцать лет. Выступит молодой барабанщик Арман Мнацаканян, которому скоро двадцать. Они – одноклассники, оба учились у меня, когда я преподавал джазовую импровизацию. Сейчас играют со мной. C нами будет молодой альт-саксофонист Давид Мелконян. Коктебель – это первый международный фестиваль, на котором эти ребята будут играть.
— А кто будет из старшего поколения?
— Старшее поколение представит тенор-саксофонист Арсен Нерсесян. Он долго жил в Москве и играл с московскими музыкантами. Он – мультиинструменталист. На этот раз покажет нам свое мастерство на тенор-саксофоне. И контрабасист Симон Долмазьян — представитель самого старшего поколения.
Без пиротехники
— Что для вас джаз?
— Самая экологически чистая музыка. Без всяких химических примесей.
— Вы имеете в виду – стилистически выверенная?
Да-да. И стилистически. Джаз очень чист. Без химии, без лишних электронных элементов. И без лишних пафосных зрелищ. Это музыка для души и для ушей. Без пиротехники. В основном сейчас как делают? Мало музыки и много зрелища. И не потому, что так надо, а потому что музыки мало, и надо еще что-то добавить, чтобы было интересно. А джаз – для души. Он и есть душа.