ЕРЕВАН, 27 авг — Sputnik, Ашот Сафарян. Глава МИД Германии Хайко Маас усердно пытается сколотить некую общеевропейскую коалицию против США и американского диктата. По крайней мере, такое впечатление оставляют его последние высказывания.
Он сперва заявил, что Берлин выработает новую стратегию отношений с США, и там, где Вашингтон пересекает красную линию, объединенная Европа должна выставлять противовес. Затем на конференции послов в Берлине он сказал, что Вашингтон заставляет формулировать европейские ответы в связи с санкционной политикой США в отношении ключевых партнеров Берлина — России, Турции, Китая.
До поры до времени официальный Берлин воздерживался от нелицеприятных ноток в адрес своего заокеанского партнера, упорно продолжая идти в фарватере политики Вашингтона и оставаясь верным духу трансатлантического партнерства. Однако чем дальше, тем больше германская элита чувствует себя ущемленной из-за категорического отказа Вашингтона считаться с интересами европейских партнеров.
По мнению российского политолога, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова, несмотря на все это, Германия еще долго не сможет вырваться из тисков экономической и геополитической зависимости от США.
Сатановский: Америку можно только поблагодарить за санкции>>
В интервью Sputnik Армения эксперт отметил, что Германия сейчас находится в достаточно запутанной ситуации. Глава МИД Хайко Маас представляет партию социал-демократов — это младший партнер в коалиции. И высказывания Мааса на тему отношений США не поддерживаются канцлером Ангелой Меркель.
Так, реагируя на недавнюю статью Мааса в газете Handelsblatt о необходимости ограничить роль США в европейских делах, Меркель заявила, что это личное мнение министра, которое не отражает позицию правительства.
"Я думаю, что здесь есть элемент какой-то предвыборной кампании. Коалиция в Германии достаточно слабая, в ней есть множество внутренних противоречий и каждая партия играет исходя из того, что следующие выборы — в срок или досрочно — будут очень важными", — сказал Лукьянов.
Социал-демократам, которые полностью находятся в тени канцлера Меркель и возглавляемого ею Христианско-демократического союза, крайне необходимо зафиксировать свою особую позицию. Лукьянов не исключает, что заявления Мааса призваны продемонстрировать немецкому обществу наличие у социал-демократов собственной линии по внешней политике.
В то же время, учитывая растерянность германской элиты в связи с действиями США, жесткие высказывания министра — это понятная реакция. Администрация Дональда Трампа ведет себя с европейскими партнерами так, как раньше не вела ни одна американская администрация. Меркель тоже об этом говорила, но говорила очень обтекаемо и без конкретики, утверждает эксперт.
Но при этом пока трудно сказать, готова ли Германия начать проводить более независимый курс. Реальных возможностей делать это у Берлина не очень много.
"Что бы ни говорил министр, германский бизнес очень сильно завязан на США. Да, он недоволен санкциями, но и пожертвовать своими интересами на американском рынке не может. К тому же политический класс в Германии десятилетиями воспитывался в категориях верности трансатлантическому выбору. И сейчас отказаться от этого выбора равносильно землетрясению, цунами", — говорит Лукьянов.
Американские кредиты отныне недоступны России: опубликован первый пакет новых санкций>>
Эксперт считает, что пока наблюдаются первые симптомы отказа от зависимости, но как будут развиваться процессы дальше — покажет время.
Отметим, министру Маасу практически вторит французский президент Эмманюэль Макрон, который заявил в понедельник, что Европе не следует слишком рассчитывать на США в вопросах обеспечения собственной обороны. По его словам, европейским странам следует самим заняться обеспечением собственной безопасности и для этого необходимо привлечь Россию.
Между тем, по словам политолога, с Парижем совсем другая ситуация, поскольку Франция никогда не была настолько зависима от США политически и психологически, как Германия. Франция всегда старалась маневрировать, искать способы для того, чтобы одновременно быть и союзником, и самостоятельным игроком. Риторика Макрона является лишним тому подтверждением. При этом на прямой бунт и противостояние Париж не пойдет, ибо считает это не в своих интересах.
Напомним, наиболее ярко противоречия между ведущими европейскими державами и США проявились после выхода Вашингтона из ядерной сделки с Ираном, а также введения торговых пошлин на сталь и алюминий из Евросоюза. Брюссель с 7 августа ввел в силу законодательство, отменяющее на территории ЕС действие экстерриториальных санкций США в отношении Ирана. В ответ на введение тарифов Брюссель установил дополнительные пошлины в 25% на импорт в ЕС целого ряда товаров из Соединенных Штатов.