ЕРЕВАН, 29 авг — Sputnik, Ашот Сафарян. Военному руководству Армении предстоит сделать очень серьезный объем работы по фактическому созданию истребительной авиации. Подобное мнение в беседе с корреспондентом Sputnik Армения выразил военный эксперт Леонид Нерсисян.
Противовоздушный щит Армении будет укреплен? О чем еще договорился Тоноян в Москве>>
Министр обороны Армении 28 августа заявил о создании в ближайшем будущем многофункциональной авиации. Армянская армия до сих пор имела подчеркнуто "сухопутный" образ, а в борьбе за господство в воздухе акцент ставился на мощную систему ПВО и сухопутные ракетные силы. Но, по мнению Тонояна, времена изменились. И повышение маневренности вооруженных сил требует наличия истребительной и бомбардировочной авиации.
Нерсисян считает это важной, но в то же время нелегкой задачей, учитывая множество вопросов, связанных с приобретением самолетов, вооружений для них, подготовкой пилотов и т.д.
"Можно, конечно, купить несколько единиц тех же Су-30 СМ, заплатив 22 – 22,5 миллиона долларов за каждую машину. Но мы же понимаем, что создание полноценной авиации – это нечто большее", — сказал он. В том, что речь может идти именно об истребителях Су-30СМ, Нерсисян почти не сомневается, так как очень мало других доступных Армении вариантов на рынке.
Ранее о переговорах с российской стороной о закупке этих машин сообщили и источники Sputnik Армения, близкие к оборонному ведомству. Это довольно мощные современные машины. Су-30 СМ может использовать широкую номенклатуру вооружений, к примеру, сверхточные ракеты Х59 МК2, которые способны наносить удары с расстояния до 285 километров по стационарным целям. Она также способна эффективно бороться против систем ПВО противника.
По мнению Нерсисяна, в России это единственное оптимальное предложение для Армении. Возможности Еревана закупить аналогичные машины в других странах и на других рынках крайне ограничены, как по политическим, так и по чисто финансовым причинам.
Нерсисян также напомнил, что на вооружении Армении сейчас находятся всего 15 достаточно устаревших штурмовиков Су-25. И помимо закупки Су-30СМ, можно модернизировать и эти машины. Существуют серьезные пакеты модернизации – Су-25СМ3, например.
"Данный пакет делает из этого самолета весьма мощную авиационную платформу. Она использует современное управляемое ракетное и бомбовое вооружение, и большая часть оружия подходит и для Су-30СМ. Таким образом, закупая Су-30СМ и модернизируя уже существующие Су-25, можно более или менее обходиться одним и тем же запасом вооружений", — считает он.
Эксперт считает, что программа создания многофункциональной авиации должна быть поэтапной, учитывая ее дороговизну. Истребительной авиации в Армении нет и никогда не было, и закупать условно эскадрилью из 12 самолетов не очень правильно, потому что нет подготовленных летчиков, нет инфраструктуры.
"Думаю, можно решить вопрос подписанием двух контрактов – сначала на поставку четырех самолетов. В течение 2 лет поставят эти четыре самолета, они начнут потихоньку летать, армянские пилоты получат необходимые знания и опыт, затем уже можно реализовать второй контракт – покрупнее", — сказал он.
По словам Нерсисяна, можно договориться с российской стороной о замене имеющихся на авиабазе "Эребуни" МиГ-29 на эти самые Су-30, что позволит еще и решить проблемы сервисного обслуживания, таким образом, поделив пополам расходы.
Минобороны Армении заявило о готовности конкурировать в сфере ВПК с другими>>
Как уже отмечалось выше, стоимость одного Су-30СМ в пустом виде, без вооружений, запасных частей составляет порядка 22,5 миллиона долларов. В полном же пакете одна машина обойдется в 50 миллионов долларов.