Александр Микаелян родился 90 лет назад в Тбилиси, закончил 2-й медицинский институт в Москве. Тогда в институте преподавали, а в лечебных учреждениях советской столицы работали такие выдающиеся специалисты, как Бакулев, Перовский, Парин и другие. Студент Микаелян был обречен попасть в их обойму, деваться было некуда, поэтому не сказать, что ему повезло.
Везение — вещь временная, и, если пустить его на самотек, больших удач ждать не стоит. Тем более, если речь о враче, сосудистом хирурге — это кропотливая, ежедневная и ежечасная работа, накопление опыта и развитие полученных знаний.
За 7-8 лет, что Микаелян проработал в Москве, в 1-й Городской больнице и всесоюзном институте хирургии, его имя стало известным во всей стране. Известным настолько, что в Ереван 33-летнего хирурга приглашали на уровне Президиума Академии наук Армении — куда уж почетнее и уважительнее.
Другой бы тысячу раз подумал, стоит ли ехать из советской столицы с ее возможностями профессионального роста и карьеры в Ереван, в плохо приспособленное под больницу здание, подведомственное Канакерскому алюминиевому заводу. Микаелян столько не думал — он поехал, быть может, имея в виду поработать и вернуться, но остался на всю жизнь.
Сотням и тысячам спасенных Микаеляном и его учениками людей, как и нам с вами, неспециалистам, наверное, мало что скажут названия его научных работ и определения видов операций, разработанных и внедренных им в медицинскую практику. Это лучше поймут и оценят сами врачи, а Микаелян и его команда вскоре переросли "провинциальную" больничку и открыли новую страницу в медицине Армении, создав в 1974 году крупнейший в Закавказье Институт хирургии.
В этом институте родилась плеяда уникальных врачей, специалистов по сердечно-сосудистой хирургии, трансплантологии и смежным дисциплинам — анестезиологии, реаниматологии, искусственного кровообращения, микрохирургии, пластической и гравитационной хирургии.
Вклад Микаеляна и сотрудников его института в медицину катастроф трудно переоценить. Причем, ведь так уж получилось, что пришлось теорию поверять на практике — после катастрофического Спитакского землетрясения 1988 года. Более 700 тяжелых больных поступило в клинику практически одновременно, какая-то часть была отправлена в Москву, остальных лечили на месте, делая подчас невероятное.
Потом, после землетрясения, в клинику к Микаеляну стали поступать беженцы из Азербайджана, военнослужащие с карабахского фронта…
Известность приходит не с Аллой Пугачевой: кардиолог Алекян раскрыл секрет хорошего врач>>
Интересно, что деятельность Микаеляна давала импульс развитию не только медицины, но еще и экономики — через создание совместных предприятий с иностранным капиталом, туризм и специальные виды машиностроения.
В 1992 году, спустя несколько месяцев после кончины врача, специалисты ереванского филиала всесоюзного института обратились к властям с предложением увековечить имя своего учителя. Так в Ереване появился Институт хирургии имени Александра Львовича Микаеляна.